Мэтры театра - хранители традиций

111017 6 7 theatre

Совсем скоро распахнёт свои двери для публики Театр музыки, драмы и комедии. В канун нового творческого сезона «Нейва» представляет мэтров сценического искусства, сохраняющих, передающих театральные традиции и мастерство молодым артистам. Каждым из корифеев сцены сыграны и прожиты сотни ролей, пройден тернистый путь к признанию и любви зрителей.

111017 6 7 gavrilov

Александр Гаврилов, почётный гражданин города

Полёт нормальный!

Нет никого более почитаемого в театре, чем Александр Васильевич - этот артист заслужил не только любовь зрителей, но и глубокое уважение коллег. И это понятно: летчик-фронтовик, за плечами которого 78 боевых вылетов, в том числе битва за Берлин, он стал примером и для своих коллег по сцене. Примером творческого долголетия и преданности профессии. Выпускник ГИТИСа, артист Гаврилов приехал в наш город из Москвы в 1957 году. В ту пору здесь был музыкально-драматический театр. Артисты, по воспоминаниям Гаврилова, жили дружно: драматические играли в оперетте и наоборот. Театр зрители обожали: в зале всегда была высокоинтеллектуальная публика - работники Уральского электрохимического комбината. Режиссер Георгий Кацман пригласил Александра Васильевича на роль Макара Нагульного в спектакле «Поднятая целина».

- Да вы что? - изумился артист. - Нагульнов у Шолохова - это же человечище, в нем два метра росту!

- Не в росте дело, - парировал Кацман. - Нужно, чтобы в душе что-то было. Это твоя роль!

Дебют принес Гаврилову признание публики, он даже был отмечен премией дирекции театра. Засекреченный город очаровал Александра Васильевича. И даже когда в 1968 году драматическая часть труппы переехала в Челябинск-65, он решил остаться в оперетте. И здесь он также сумел проявить свой талант.

- Разумеется, наибольшее удовольствие из всего сыгранного доставляли мне образы, требующие драматического подхода, - говорит Александр Васильевич. - Определенными вехами в своей актерской судьбе я считаю, например, роли художника Вондервуда («Поцелуй Чаниты»), Поля («Москва - Париж - Москва»). Очень запомнилась работа над спектаклями «Роз-Мари», «Севастопольский вальс».

Жизнь артиста складывалась успешно. В театре, помимо занятости в спектаклях, он был постоянным ведущим концертов. Фестивали, гастроли - более 60 городов бывшего СССР объехал коллектив театра. Порядка 200 ролей сыграно артистом - от генерала Хлудова в спектакле «Бег» до сказочной Бабы Яги!

Сегодня публика по-прежнему не чает души в Александре Гаврилове. А несколько лет назад он попробовал себя и в кинематографе. Спецпризом международного форума неигрового кино в Ялте был отмечен фильм «После» режиссера Андрея Бекшаева, в котором Александр Васильевич сыграл центральную роль Кая - выросшего и подводящего неутешительные итоги своей жизни героя сказки «Снежная королева».

А на сцене театра одним из наиболее известных спектаклей с его участием в настоящее время, конечно же, является «Сон смешного человека», поставленный по одноименному произведению Федора Достоевского. Вот где во всю ширь проявился талант драматического актера: душевные метания, внутренний кризис, попытки отыскать ответ на глобальные вопросы жизни... Не каждому это под силу сыграть. Но такой мастер, как Гаврилов, должен был подойти к разговору об этих непростых вещах. В итоге мудрость классика литературы и талант артиста дали синергию небывалой мощи.

Впрочем, это наверняка не последний успех Гаврилова. Разве усидит он дома, разглядывая фотографии прошлых спектаклей? Были бы здоровье да интересная роль, и он еще покажет себя! И зрители будут вновь рукоплескать таланту замечательного артиста.

111017 6 7 guchenkov

Владимир Гученков, заслуженный артист России

В профессии главное - самодисциплина

Он приехал в наш город в 1986 году из Волгограда. Уже первые классические постановки - оперетты «Сильва», «Марица» - показали огромный талант этого артиста и подарили ему любовь зрителей. В то время, по воспоминаниям Владимира Григорьевича, в театре был крепкий, очень сплоченный коллектив: во главе труппы стоял режиссер Петр Шакун, на сцене выступали замечательные артисты.

- От партнера на сцене зависит многое, - делится Гученков. - Надо уметь слушать его, смотреть, что он делает, и самому воздействовать, чтобы получить нужный отклик. Ведь когда видишь глаза партнера и он дает тебе правильный посыл, то и ты играешь совсем по-другому. А не то что ты сам по себе вышел, все, что нужно, сказал в зал, и довольно с тебя! У меня были прекрасные партнеры, такие, как Вячеслав Сердюков, Леонид Житков, Валерий Горелов, Лариса Усова, Ираида Лихачева-Кунина.

Владимир Гученков считает себя по-настоящему удачливым артистом - все, что можно было спеть в классической оперетте в амплуа героя, он спел! Самые значительные события в жизни театра проходили при его непосредственном участии. Такие, например, как участие в фестивале «Золотая маска» или гастролях нашей труппы в Москве, где в кассах столичные ценители оперетты воевали буквально за каждый билет на спектакль. Сегодня он сознательно перешел с амплуа героя на характерные роли, и они ему, скажем прямо, действительно удаются. В чем секрет?

Помимо явного таланта здесь следует сказать и о настоящем профессионализме.

- Самодисциплина в нашей профессии очень важна, - говорит артист. - Я пел партии героев больше тридцати лет. А это значит, что нужно постоянно держать форму: распеваться ежедневно, следить за здоровьем, чтобы ты всегда мог работать. Сейчас, когда для меня настало время смены амплуа, я не испытываю чувства горечи. Я, по отзывам режиссеров и зрителей, смог этот барьер преодолеть и теперь уже легко играю роли, ранее мне совсем не свойственные.

За примерами далеко ходить не надо: вспомните только, какие искрометные персонажи явил на сцене Владимир Гученков за последние годы в спектаклях «Инкогнито из Петербурга», «Труффальдино», «Последний секрет Шахерезады»! И главное - за все годы работы он не утратил интереса к своему делу.

- Театр - это скорее любимое дело, чем работа, - считает он. - Главное - все время идти вперед: один спектакль закончили, начинаем следующий готовить. Новый режиссер пришел - интересно, каким будет ваше сотрудничество? Чем ты зрителя удивишь на сей раз? Каждый день в театре проживаешь с интересом, поэтому и на пенсию артисты уходить не спешат.

Не спешит порвать с театром и наш герой. Сегодня артист готовится к новому творческому сезону - он обещает быть насыщенным.

111017 6 7 ovcharov

Василий Овчаров, заслуженный артист России

Золотой баритон

Он появился на сцене нашего театра в середине 90-х, когда коллектив переживал новый яркий этап в своей истории. Тогда зрители впервые увидели необычные экспериментальные постановки вроде мюзикла «Кошки. Кошки? Кошки!», комедийную мини-оперу Доницетти «Ночной визит, или Колокольчик», балет «Джаз, любовь и фантазия». Впрочем, любимая театралами оперетта в ту пору все равно оставалась в фаворе. Театру нужен был герой, и по счастливой случайности дирижер Роальд Гура чуть ли не в вагоне поезда встретил и предложил пройти прослушивание молодому камерному певцу Овчарову. Тот после окончания консерватории работал в Нижегородском академическом театре оперы и балета, Пермском театре оперы и балета. Ария Мистера Икс в исполнении Овчарова покорила руководство театра (она до сих пор остается его визитной карточкой), Василия Ивановича пригласили на работу.

Он немедленно ввелся в спектакль «Веселая вдова», который восстанавливал тогда заслуженный артист России Вячеслав Сердюков, тут же начал разбираться с «Ночным визитом» Доницетти - дело пошло на лад. А после театральной гостиной с участием нового солиста стало ясно - публика такого без аплодисментов не отпустит. К тому же художественный руководитель муниципального духового оркестра Геннадий Соколов не упустил случая расширить возможности своего коллектива участием такого яркого солиста - с тех пор концерт без Овчарова невозможно и представить. Европейские гастроли в составе театральной труппы и оркестра, записи в столице для «Золотого фонда России» - судьба артиста сложилась более чем успешно.

Но этого бы, конечно, не было без большой работы над собой. Камерный певец очень непросто осваивался в жанре оперетты, и лишь после того, как были спеты главные арии классики жанра - «Сильве» и «Баядере», Василий Иванович осознал, что теперь в оперетте он достиг для себя вершины. Впрочем, замыкаться в рамках достигнутого он не привык - настоящий мастер тем и интересен, что всегда готов к эксперименту. А потому наш герой смело бросился осваивать молодежный мюзикл в компании с режиссером Валерием Долгановым и ребятами из молодежного театра «Пластилин»: «Фокус-покус», «Все мыши любят сыр» - ему и это оказалось по плечу.

Сегодня наш герой активно занимается, помимо прочего, наставничеством, помогая вчерашним выпускникам театральных вузов и консерватории набирать сценический опыт. Как педагог он доволен - толк из молодых артистов обязательно выйдет. А сам Василий Овчаров готовится покорять вершины театрального искусства в новом сезоне.

111017 6 7 puharev

Владимир Пухарев, заслуженный артист России

50 лет в строю

Бывает так, что человек тянется к творчеству с самой молодости - причем в разных его проявлениях. Владимир Пухарев мог бы стать вовсе не артистом, но очень интересным и разбирающимся в своем деле искусствоведом. Ведь целое собрание книг по изобразительному искусству подарил он в свое время библиотеке Детской художественной школы. Однако театралам повезло - желание выступать на сцене взяло верх! Начинал Владимир Иванович, как и многие, в самодеятельности - армия в этом плане дала путевку в жизнь. В наш театр он попал в 1973 году, уже почувствовав вкус успеха в театрах сибирских городов. Но только в засекреченном Свердловске-44 понял, что такое настоящая забота о человеке: не прошло и пары месяцев, как переселился из гостиницы в собственное жилье. Был он, как сам говорит, молод, строен и красив - роли опереточных простаков посыпались как из рога изобилия: Бони, Тони, Зупан и прочие. Потом пошли роли посерьезнее: Николка из «Бабьего бунта», Иван Колокольников в «Сладкой ягоде» - спектакле по произведениям В. Шукшина, Аверин в «Севастопольском вальсе».

Но талант его, как уже упоминалось, многогранный, старался проявить себя как мог - любовь к эстрадной песне тоже вскоре дала о себе знать. В ту пору в закрытом городе новинки эстрады можно было услышать очень редко, а уж со сцены... Но при помощи талантливых дирижеров театра Александра Гончарова, Николая Федоренко удавалось в самые сжатые сроки подготовить аранжировки, и вот вам пожалуйста - торжественный гимн Давида Тухманова «День Победы» или лирическая баллада «Лебединая верность» Евгения Мартынова! Какой был в городе фурор! Ведь и сегодня трудно представить себе праздничный концерт нашего театра без эстрадного номера в исполнении Владимира Пухарева.

А он уже нашел для себя новое применение: мало того, что блистает на сцене едва ли не во всех спектаклях, но и с успехом выполняет обязанности ассистента режиссера - концертные сценарии на нем, и вводы молодых артистов в спектакли тоже. Это, кстати, отдельный талант - воспитывать вчерашних выпускников театральных вузов. Ведь одно дело студенческий спектакль, а другое - профессиональная работа. И, судя по всему, молодежь понимает, насколько важно учиться у человека, имевшего богатый опыт общения с лучшими режиссерами страны - Бруштейном, Заксом, Курочкиным. Но работа эта важна и для опытных актеров, поскольку любой спектакль - если долго не идет на подмостках - забывается, и артистам необходимо заново восстанавливать его внутренний ритм, связи между партнерами. Слава Богу, в театре есть люди, которые могут взять на свои плечи эту работу.

- Сейчас, - говорит Владимир Пухарев, - интерес к театру возрождается. Все насытились кино и телевидением, а к нам приходят, чтобы увидеть живое искусство.

Новое время несет с собой новую моду, но наш герой остается по-прежнему востребован. Это уже свойство по-настоящему одаренного человека, который не разменял свои способности на мелочи и умеет быть интересным для новых поколений зрителей.

111017 6 7 akiloch

Тамара Акулич, заведующая труппой театра

Это мой театр, это мой город!

Тамара Ивановна Акулич - актриса, которая, пожалуй, могла бы совершенно спокойно называть себя примой. Если бы не врожденная скромность.

За 44 года работы в театре половина прошла в блеске самой настоящей славы. Ведущая солистка, сыгравшая в оперетте все, что возможно, она сегодня очень спокойно рассказывает об успехе, о котором молодым коллегам остается только мечтать.

С нашим театром у них роман - с самого первого дня, когда супружеская пара Вячеслав Сердюков и Тамара Акулич прибыли сюда из Новосибирска.

Были они к тому времени вполне состоявшимися артистами, за плечами - опыт работы в оперетте. Поэтому им не составило никакого труда влиться в текущий репертуар. А театр с любовью принял их: во-первых, директор Александр Яковлев тут же выдал ключи от квартиры (местные магазины своим изобилием в ту советскую полуголодную пору тоже изрядно удивили); во-вторых, по душе пришлись прекрасные коллеги - Вячеслав Сердюк, Ирина Дасаева, Ирина Чернова, Владимир Гученков, Владимир Пухарев. В-третьих, благодарные зрители, которые приняли новичков сразу: тогда в городе был настоящий культ театра - на спектакли ходили целыми семьями, артистов знали в лицо. Началась большая и интересная работа: «Марица», «Сильва», «Веселая вдова»...

Из этого волшебного мира Акулич ушла лишь спустя 20 лет. Со сцены, но не из театра... Этот шаг она бы не позволила себе ни тогда, ни сейчас. Ее кабинет сегодня всегда открыт: на плечах Тамары Ивановны лежит ответственность за слаженную работу всех творческих цехов: как свести воедино планы балета, хора, оркестра, солистов, когда назначить репетиции - знает лишь она, заведующая труппой театра! А еще наша героиня, без сомнения, счастливая мать, воспитавшая еще одного артиста - теперь уже заслуженного артиста России Максима Сердюкова (жаль, конечно, что ныне радуют они с супругой Любовью Мурзиной своими талантами зрителей Ростова-на-Дону). Предстоящий творческий сезон Тамара Акулич видит очень интересным: особенные надежды возлагает она на «Баядеру» в трактовке режиссера Валерия Долганова. Ей, игравшей старый вариант этой оперетты, очень импонирует новое, современное прочтение классики.

111017 6 7 rozin

Владимир Розин, заслуженный артист России

Призвание - дарить людям радость

- Знаете, я хотел стать артистом эстрады, - делится он. - Мне нравилось, как поет Муслим Магомаев, и я старался петь так же. Занимался в ДК профтехобразования в Свердловске. Потом поступил на вокальное отделение музыкального училища им. Чайковского. Я любил театр, но он не был моей мечтой. Но потом в театре, когда в хоре не хватало басов, объявили прослушивание, и я подошел. Так что я начинал как артист хора Свердловской музкомедии.

Это действительно так. Однако как хороший солдат мечтает стать генералом, так и наш герой постепенно начал чувствовать потребность быть в театре кем-то более значимым. Это стремление его, подкрепленное талантом, замечали. Однако раскрыться Владимир Георгиевич смог лишь в театре закрытого Свердловска-44. Сюда он перешел на работу хоть и в хор, но с прицелом занять место в артистическом цехе. Знаменитый режиссер Владимир Курочкин не сильно радовался этой перемене - в ту пору Розин уже играл роль профессора Карпати в спектакле «Моя прекрасная леди», и мэтр прямо говорил ему: «Ты и здесь, в «Музкомедии», вполне мог бы стать артистом!».

Стать настоящим артистом, впрочем, ему удалось далеко не враз: актерскому мастерству учился у корифеев сцены, таких, как Александр Гаврилов, Юрий Мыльников, Ираида Лихачева-Кунина. И еще помогала освоить все нюансы профессии супруга Людмила Розина, также игравшая на нашей сцене много лет. Так что в 1981 году Владимир Георгиевич все же осуществил свою мечту. И мало того, что стал одним из самых востребованных артистов театра, в его адрес немало теплых слов говорили и маститые режиссеры. Например, Петр Шакун: «К Розину вполне применимо выражение „генератор идей“. В спектакле «Море любви», обладая яркой комедийной индивидуальностью и хорошим чувством юмора, Владимир Георгиевич привнес массу точных находок в свою роль, что дает мне основание считать его своим соавтором». Вот как! А ведь за все годы службы в нашем театре Розиным сыграны десятки отличных ролей: Лео Жиродс в «Баядере», Мидас в «Прекрасной Галатее», дядюшка Франсуа в «Фиалке Монмартра», барон Мориц в «Марице». А еще были драматические роли, например, в спектакле Бориса Лагоды «Свободная пара».

Конечно, любому артисту приятно слышать в свой адрес аплодисменты, но и официальное признание значит очень много. Вот сумели же члены взыскательного жюри фестиваля «Браво!» разглядеть талант артиста - наградили Розина за роль мельника в «Девичьем переполохе». Новый творческий сезон наш герой ожидает с нетерпением.

- Мне 70 лет уже, - говорит он, - а ведь единственное, что я по-настоящему могу - играть на сцене и дарить радость зрителям.

Что ж, это совсем немало... И хотя, с одной стороны, работы у Владимира Розина столько, что даже выходных порой не хватает, но ведь понятно же: для артиста быть нужным - это и есть счастье!

Подготовил Евгений СЕРЕБРЯКОВ

GISMETEO: Погода по г.Новоуральск

Культура Мэтры театра - хранители традиций