Все это - музыка!

18 fil

Звучать может что угодно - и медная струна, и компьютерная программа. Важно лишь то, какие чувства вызывают эти вибрации в душе человека. И тут всё зависит от мастерства исполнителя: ни время, ни технологии не имеют значения - истинный талант всегда покажет себя. Об этом хорошо известно педагогу Детской школы искусств Сергею ФИЛЬЧАКОВУ.

ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ

Сегодня он ­ заведующий отделением компьютерной музыки ДШИ, а до того – преподаватель по классу домры и балалайки. Родился в многодетной семье. Все шесть детей получили музыкальное образование. Абсолютный слух и тяга к музыке передались, видимо, от отца, который работал инженером­электриком, любил петь и играть на гитаре. Уже в третьем классе Сергей Фильчаков точно знал, кем будет, – если его сверстники мечтали стать космонавтами и моряками, он хотел выступать на сцене. Совсем не удивительно, что после переезда семьи в Оренбургскую область он вслед за своими сестрами пошел осваивать азы музыкальной грамоты. Поступил в музыкальную школу не с первого раза, и, по отзывам педагогов, был способным учеником, домра в его руках всегда звучала убедительно, очень любил выступать перед публикой.

Время диктовало моду, и в 13 лет наш герой чувствовал себя уверенно не только в стенах, где звучала исключительно классика, но и на танцевальной площадке: бас-­гитара в руках, со сцены гремят рок­н­роллы Чака Берри и боевики от «битлов»! В любом случае выбор был сделан, после окончания школы Сергей поступил в музыкальное училище. Здесь круг его интересов пополнил спорт, и, надо сказать, что он мог бы составить серъезную конкуренцию основной деятельности, поскольку и здесь наш герой добился немалых успехов: стал кандидатом в мастера спорта по многоборью, лыжным гонкам и шахматам, выступал на соревнованиях за спортклуб «Спартак».

Я так устроен, что в любом деле, которым занимаюсь, привык идти до конца, ­ комментирует Сергей Фильчаков. ­ Мне интересен процесс, но, пока я не добьюсь оптимального результата, не успокоюсь!

Эта черта характера была свойственна ему всегда и часто помогала в жизни. Плюс врожденное любопытство, желание попробовать свои силы в чем­то необычном. Так, во время учебы уже в Екатеринбурге, в Уральской государственной консерватории им. Мусоргского, молодой студент подрабатывал в ресторане «Уральские пельмени», где впервые в его руки попало чудо техники ­ синтезатор. С тех пор любовь к электронике не покидала его: паять схемы, слышать, как из переплетения проводов и транзисторов рождаются звуки, было удивительно.

БАЛАЛАЙКА И КОМПЬЮТЕР

В Новоуральск Сергей Иванович и его супруга Нина Николаевна переехали в 1986 году. Талантливых выпускников консерватории пригласили неспроста ­ в Детской школе искусств было отделение народных инструментов и действовал отличный оркестр, но отсутствовали домристы. Здесь за годы успешной работы раскрылся педагогический талант Фильчакова, но и свое увлечение новыми технологиями он не забросил: электронные инструменты всех мастей ­ органы и синтезаторы ­ в том же оркестре использовались еще с 60­-х годов.

Его правило ­ добиваться поставленной цели во что бы то ни стало ­ снова работало. Сергей Иванович стал лауреатом международных конкурсов и воспитал несколько достойных учеников, таких, как Наталья Прокошина и Максим Галкин ­ победителей международных конкурсов по домре и балалайке. Достигнув таких убедительных результатов, наш герой решил посвятить себя новому направлению деятельности.

Компьютерные технологии тогда все активнее проникали в музыку. Однажды директор ДШИ Тамара Пожидаева познакомилась в столичной школе искусств им. Балакирева с работой отделения компьютерной музыки и загорелась открыть нечто подобное у себя. Идея нашла горячий отклик в отделе культуры. В 2004 году при его поддержке и грантовой помощи разного уровня, в том числе АО «УЭХК», был оборудован класс и закуплены первые мультимедийные компьютеры. Сначала на занятия ходили два ученика, затем появились еще заинтересованные дети... Компьютерное отделение в ДШИ закончили около 50 учеников, сегодня у Фильчакова обучаются 16 ребят, а сколько его выпускников, окончив музыкальные вузы, уже сами готовы стать педагогами!

В нашей школе музыкально­компьютерные технологии используются очень широко, ­ отмечает Сергей Фильчаков. ­ Есть специальные программы, которые часто помогают в преподавании тех же народных инструментов. Можно, например, наглядно показать ученику его ошибки при исполнении пьесы.

Да, преподавать игру на домре и балалайке Сергей Иванович продолжает и сегодня. Хотя в мыслях лелеет то недалекое будущее, когда обучение компьютерной музыке станет возможно не только непосредственно в стенах школы, но и дистанционно. Сейчас эта тема им совместно с руководством ДШИ изучается и, если все получится, то учениками Фильчакова смогут стать даже ребята из отдаленных сельских территорий, было бы желание!

А вообще, наш герой ­ счастливый человек: занимается любимым делом, сумел реализовать свой талант как музыкант и педагог ­ уже десяток лет он преподает в Российском государственном профессионально­педагогическом университете, где является доцентом и ведущим преподавателем профильных предметов. Дети в их семье также пошли по стопам родителей и получили музыкальное образование, да и подрастающая внучка уже подает большие надежды. А впереди ­ большая и интересная работа, новые планы, которым обязательно суждено сбыться — таков уж характер у Сергея Фильчакова!

Евгений Серебряков

 

Мнения

Ирина ШАПОВАЛОВА, заведующий отделом культуры:

Сергей Иванович – один из самых талантливейших людей, повстречавшихся мне в жизни. Более десяти лет назад я обратилась к заместителю министра культуры Свердловской области Валерию Пластинину за финансированием для создания класса музыкально­компьютерных технологий. На выделенные средства мы приобрели дорогостоящий инструмент с уникальными лицензированными музыкальными программами. Таких инструментов — не более десяти в мире. Я рада, что нам с Сергеем Ивановичем все удалось. И для школы, и для университета он — специалист высочайшего класса! Мы гордимся, что он — новоуралец! 

Дмитрий КОВАЛЁВ, преподаватель отделения компьютерной музыки:

Сергей Иванович для меня ­ не просто учитель, но и наставник по жизни. Ему всегда удавалось совмещать требовательность и дружеское общение, индивидуальный подход к каждому ученику. Он заложил определенные жизненные принципы, умение адаптироваться к трудностям, научил быстро мыслить, решать логические задачи, которые любил специально создавать для нас. Даже когда я уже закончил музыкальную школу и учился в вузе, всегда чувствовал его поддержку. Теперь я сам преподаватель и стараюсь в своей деятельности использовать полученный от Сергея Ивановича опыт.

Геннадий СЕМЁНОВ, председатель Совета движения «Наш Новоуральск»:

Мы познакомились с Сергеем Фильчаковым в пору моей работы начальником Управления образования. Он тогда был педагогом дополнительного образования в школе­интернате № 53. Там мы оборудовали очень хорошую звукозаписывающую студию, и Сергей Иванович, будучи прекрасным профессионалом, использовал все ее возможности. А какие интересные были у него уроки ­- дети их ждали с нетерпением! Талант, как говорится, во всем себя проявляет. Вместе с тем, я его знаю как очень скромного и порядочного человека.

GISMETEO: Погода по г.Новоуральск

Культура Все это - музыка!