Хрустальная сказка, или Товарищ Берия не виноват!

lustra

В детстве от посещения нашего театра у меня остались первые впечатления не от игры артистов и не от сюжета спектакля - помню, как таинственно мерцали и гасли огоньки на громадной люстре, а следом стихал шум в зале, и только тогда начиналось настоящее театральное волшебство...

Это мама научила меня ожидать спектакль с задранной вверх головой - видимо, и ее когда-то коснулось ощущение чего-то удивительно прекрасного, что должно произойти, едва начнут гаснуть лампочки под недосягаемо высоким бронзовым обручем.

Когда я вырос, судьба распорядилась так, что я несколько лет работал в театре. Люстра уже перестала казаться чем-то волшебным, но появились другие вопросы - как она там висит, такая громадина? А если лампочка перегорит, как туда подняться, чтобы ее поменять? Потом увидел (после окончания творческого сезона уже) хрустальную красавицу спускали прямо в зал и там чистили подвески, протирали светильники... Зрелище само по себе завораживающее.

А еще тогда я услышал на юбилейном вечере театра одну легенду, связанную с люстрой. Дескать, сам товарищ Берия, инспектируя уральские атомные заводы, увидел на платформе свердловского железнодорожного вокзала вагоны с люстрами, которые везли в театр Красноярска. «Немедленно отправить груз в Новоуральск!» - распорядился грозный нарком. Начальник станции опешил: «Это невозможно, товарищ Берия! Вы же за это сами меня и расстреляете!». Берия только усмехнулся: «Нет, за это не расстреляем...» Вот так и появились в нашем театре большая люстра в зрительном зале и несколько малых - в фойе.

Но это легенда. А что же известно о люстре в действительности?

На самом деле не слишком много. Есть, например, техническая характеристика: люстра имеет 126 ламп накаливания с разной мощностью от 40 до 95 Вт. Совокупная потребляемая мощность составляет около 11 кВт. Обслуживание производится собственными силами службы главного инженера театра один раз в год перед началом сезона. Люстра управляется специальным оборудованием с пульта художника по свету с помощью темнителя, позволяющего задавать мягкость и яркость свечения.

Что же касается истории ее появления в нашем театре, то архивы Уральского электрохимического комбината, в ведении которого изначально находился театр со всем своим имуществом, хранят всего пару документов на интересующую нас тему. Во-первых, это «Перечень вопросов по клубу-театру на 700 зрителей, разрешение которых связано с поездкой нашего представителя в Москву-Ленинград»
от 21.10.1950. Здесь имеется пункт № 5 «Проверить состояние документации (договора) на изготовление или закупку люстр, бра, светильников и т. п.». Во-вторых, «Смета от 09.09.1950 на оборудование клуба-театра на 700 мест», подготовленная председателем завкома А. Е. Таранкевичем, в которую включено различное оборудование для театра, в том числе «люстры в фойе и зрительном зале». В документе прописана и сумма стоимости люстр - 450 тысяч рублей.

Исходя из этих скупых данных, можно сделать простой вывод - приобретение и доставка люстр в наш театр осуществлялась строго по плану. А значит, товарищ Берия, скорее всего, никакого отношения к этому не имел. Но легенда на то и легенда, чтобы будоражить умы и украшать нашу жизнь, привнося в нее элемент сказки. И это прекрасно!

Евгений СЕРЕБРЯКОВ

Фото Алисы Арчер

GISMETEO: Погода по г.Новоуральск

Культура Хрустальная сказка, или Товарищ Берия не виноват!