Здесь растут инженеры будущего

100118 7 rosatom

Воспитанники Дмитрия Павлова успешно выступают в состязаниях по робототехнике

Год назад в лицее № 58 начал действовать школьный технопарк.

С роботами на «ты»

Сегодня уже вполне можно говорить о создании технопарка как новой образовательной программы, основанной на разных технических компетенциях. Безусловно, главную роль тут сыграла финансовая поддержка ТВЭЛ, Уральского электрохимического комбината и слаженные действия как атомщиков, так и администрации НГО.

Впрочем, и сам лицей за сравнительно недолгий срок показал себя с лучшей стороны, ведь именно здесь на данный момент обучаются победители и призеры самых престижных соревнований вроде национального чемпионата по профессиональному мастерству JuniorSkills.

Произошло это не волей случая, а за счет созданной ранее мощной базы — действующего в лицее № 58 атомкласса и введения углубленного изучения предметов естественно­научного цикла. Еще одним немаловажным фактором, предопределившим успех, стало взаимодействие со специалистами АО «УЭХК», НПО «Центротех» и нашего главного вуза — НТИ НИЯУ МИФИ, которые оказывают помощь как в процессе обучения, так и выступая экспертами на разного рода соревнованиях.

Структура технопарка базируется на лабораториях: лего­конструирования, робототехники, программирования и прототипирования; экспериментального моделирования; изобретательства и технического творчества. Оснащенный самым современным оборудованием и новейшими компьютерными программами (например, «Компас»), технопарк позволяют ученикам знакомиться с автоматизацией проектной документации и основами инженерной графики, создавать с помощью 3D­принтера и фрезерного станка детали из разных материалов — от дерева до пластика.

Учебная деятельность таким образом перетекает во внеучебную и позволяет ребятам практически осваивать новые технологии, без которых обучаться профессии инженера сегодня просто немыслимо. Те компетенции, с которыми ученики лицея ранее выходили на соревнования JuniorSkills, — инженерная графика, прототипирование, мобильная робототехника — получили дальнейшее развитие. Так, робототехника, которая основывалась на лего­конструировании, теперь имеет новые платформы типа «Ардуино» или «Роботология». Но, начав с модернизации материально­технической базы, лицей вышел на модернизацию и содержание обучения. Предмет «технология», например, включает сейчас дополнительные модули — черчение, компьютерную графику, знакомство с электротехникой, робототехнику. В рамках технопарка реализуется девять образовательных программ, по которым обучаются более 400 человек. Обучение прошли также и педагоги лицея — по таким дисциплинам, как «программирование станков с ЧПУ», «развитие инженерного мышления с помощью конструкторов Cuboro». И здесь вновь большую помощь оказали партнеры­атомщики.

Сотрудничество с вузами и предприятиями Госкорпорации «Росатом» трансформировалось в инновационно­образовательный проект АО ТВЭЛ «Школа конструктора» с получением технического задания отдела охраны окружающей среды АО «УЭХК» на изготовление робота­контролера для работы на открытой площадке склада комбината.

Для работы над проектом в лицее № 58 было создано настоящее конструкторское бюро. Первый прототип с успехом представили в Москве на выставке «Атом­экспо». Сегодня проект развивается: по словам руководителя лаборатории Дмитрия Павлова, команда учащихся, работающая над этой темой, полностью обновилась. Значительно улучшилась и материально­техническая база: закупив необходимое оборудование, лицеисты приступили к новой фазе — изготовлению уже не модели, но робота, реально способного работать на производстве.

100118 7 rosatom2

Основы прототипирования начальным классам преподаёт Наталья Мартышева

Чемпионы-­мастера

Немаловажным итогом деятельности технопарка стали победы лицеистов в соревнованиях технической направленности разного уровня. Так, в 2017 году команды лицея № 58, участвовавшие в чемпионате JuniorSkills в рамках открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы», смогли завоевать четыре первых места (по мобильной робототехнике, инженерному дизайну, прототипированию), два третьих и одно второе место. Первые места были также у команд, участвовавших в федеральных соревнованиях «Школа Росатома» и региональном конкурсе «Апрельские чтения». В лидерах оказались ученики лицея также при проведении муниципальных соревнований: в конкурсах «Апрельские чтения» и «Инженер XXI века», фестивале «КиберКомп», городском этапе Всемирной робототехнической олимпиады. За это надо сказать спасибо педагогам­руководителям команд — Дмитрию Павлову, Наталье Мартышевой и Елене Батиной.

Большим успехом отмечено участие новоуральцев и в межрегиональном чемпионате «Юные профессионалы Росатома» в декабре этого года, проходившем в Зеленогорске. Для ребят лицея это испытание было необычным, поскольку участвовали они в чемпионате дистанционно. Всего были приглашены 40 команд школьников из разных ЗАТО, заявленных в шести компетенциях. Еще одна сложность — по правилам соревнований, педагоги не могли заходить в кабинеты, где работали их подопечные. И тем не менее обе команды по робототехнике лицея № 58 заняли вторые места! Большую помощь в качестве экспертов при проведении чемпионата оказали специалисты НПО «Центротех».

Кроме того, надо отметить, что мощная материально­техническая база технопарка позволила лицею № 58 стать площадкой проведения таких масштабных соревнований, как конкурс юных изобретателей «Иннотех», городского фестиваля по робототехнике и компьютерному моделированию «КиберКомп­2017», регионального чемпионата JuniorSkills в рамках открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы».

Вне всякого сомнения, проект по открытию школьного технопарка уже оправдал возложенные на него ожидания и затраченные материальные ресурсы. Поскольку невооруженным взглядом можно разглядеть громадные перспективы, открывающиеся как перед учениками лицея, так и перед другими учебными заведениями Новоуральска и городов присутствия Госкорпорации «Росатом». Растить технически грамотных ребят, готовых успешно обучаться в вузах и получать инженерные специальности, нам по плечу.

Евгений СЕРЕБРЯКОВ

 

Мнения

100118 7 sinevaПолина СИНЕВА:

— В прошлом году мы на уроках технологии начали теоретическое изучение программы «Компас», а в этом — уже работаем практически. Я — человек творческий, люблю рисовать, и мне нравятся разные компьютерные программы, в которых можно что­то создавать.

 

100118 7 peretruhinЕгор ПЕРЕТРУХИН:

— Техническим творчеством занимаюсь год — инженерной графикой и прототипированием. Недавно к конкурсу проектов в НТИ НИЯУ МИФИ создал 3D­модель центрифуги и распечатал ее на принтере. В итоге занял первое место. Вообще, участвовал в различных соревнованиях: например, в JuniorSkills в компетенции «Прототипирование» занял третье место. В будущем намерен стать инженером­конструктором.

 

100118 7 vlasovАлексей ВЛАСОВ:

— Я занимаюсь и созданием проектов, и робототехникой, и программированием. Участвовал в разных соревнованиях, занимал призовые места. Считаю, что знания, которые я здесь получаю, очень важны. Поскольку время не стоит на месте и нужно успевать осваивать новые технологии, чтобы двигаться дальше. Думаю заниматься в жизни робототехникой.

GISMETEO: Погода по г.Новоуральск

Образование Здесь растут инженеры будущего