Не надо искать виноватых

...Надо искать пути решения проблем — такова позиция Общественного совета при ЦМСЧ-31. В конце прошлого — начале нынешнего года завершились подготовительные работы по организации и состоялось первое заседание Общественного совета при ЦМСЧ № 31. Люди, вошедшие в совет, их общественный статус и неравнодушие позволили уже на начальном этапе надеяться на результативность новой общественной структуры. Второе заседание совета, состоявшееся 28 марта, показало: надежды оказались не напрасны.

РЕАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Новоуральская медицина — отдельная страница славной истории нашего города. Изначально созданная для охраны здоровья лучших людей страны — ученых-атомщиков, она на всей истории своего развития формировалась, что называется, по максимуму. Например, в эндоскопическом отделении медсанчасти установлено такое оборудование, которого по всей области — единицы. Естественно, что на таком оборудовании трудятся выдающиеся специалисты — медсанчасть гордится своими врачами. Словом, здравоохранение города соответствовало столичному, и даже где-то превосходило его. И финансирование системы охраны здоровья наших людей соответствующее. Было.

С 2015 года медицина закрытых городов столкнулась с тем, что финансирование нашего — закрытого, специализированного — здравоохранения стало стабильно снижаться. На взгляд жителей этих городов — медиков и пациентов — критично: до 20 процентов за два года.

Так, в 2015 году общий объем финансирования ЦМСЦ-31 по всем источникам финансирования составлял 1 миллиард 514 миллионов рублей. В 2017 году эта сумма составила уже 1 миллиард 173 миллиона. В минусе — 400 миллионов рублей.

При этом анализ объемов оказания медицинской помощи населению за контрольные три года показывает: снижение если и происходит, то не в таких объемах, как финансирование. Так, количество амбулаторно-поликлинических обращений что в 2015-м, что в 2017-м (планово) стабильно удерживается на уровне 1 миллиона в год.
Вдумайтесь, миллион обращений на восьмидесятитысячный Новоуральск! Средний показатель по числу обращений на 1 жителя у нас в городе 12,1. Это каждый (!) новоуралец минимум один раз в месяц должен прийти в поликлинику по месту жительства. Согласно статистике, в области такой показатель равен 8,18. Т.е. среднестатистический житель области на сорок процентов здоровее среднестатистического новоуральца. Ну, или у областного здравоохранения возможностей меньше. Мы же помним, что наша медицина изначально создавалась в формате «по максимуму».

И это не голословные утверждения. Так, в Горнозаводском управленческом округе обеспеченность врачами на 10 тысяч населения составляет 20,84, в то время как в Новоуральском городском округе — 40,8, т.е. практически в два раза больше. Стоимость одного пациенто-дня в Горнозаводском округе — 689,14 руб., в Новоуральске — 1 496,68 руб., т.е. превышает более чем в два раза. И так — по всем основным показателям оказания особой медицинской помощи особому населению, создавшему атомный щит страны.

А ТЕПЕРЬ — КАК ВСЕ!

С 2015 года система финансирования ЦМСЧ-31 изменена: «наши» деньги из ФМБА переданы в Фонд обязательного медицинского страхования. Грубо говоря, финансирование медицины закрытых городов из особого стало «как все».

Фонды распределяют средства на территории строго по подушевому принципу. И никакие заслуги новоуральцев перед страной не в силах изменить системы. Т.е. атомщик, отработавший на вредном производстве не один десяток лет, и крестьянин из Верхнего Тагила теперь должны рассчитывать на одинаковый уровень медицинского обслуживания. При всем нашем уважении к крестьянам логика все же настораживает.

При таком подходе финансирование становится усредненно-подушевым, но подходы — с учетом особенностей городского здравоохранения. Так, например, если житель Кировграда захочет в рамках ОМС получить специализированную медицинскую помощь в Екатеринбурге, то он будет записан в очередь на получение такой помощи и получит ее. Новоуральцев же в областные «дорожные карты пациентов» зачастую не ставят — у нас у самих все есть. Но финансировать это «все» областной фонд ОМС отказывается. Ситуация патовая. И заложниками ее стали все жители города: и медики, и их пациенты.

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА

Общественный совет, созданный при ЦМСЧ-31, основной своей задачей поставил как раз решение проблемы снижения финансирования городской медицины. Мы здесь живем, мы здесь, к сожалению, болеем. И, отметив 60-летие города и 65-летие комбината, признавать, что мы, оказывается, «как все», новоуральцы не готовы.
Выступивший на заседании совета начальник ЦМСЧ-31 Андрей Морозов отдельно выделил меры, уже предпринятые руководством медсанчасти по стабилизации и улучшению ситуации. В частности, в начале марта текущего года по инициативе Территориального комитета профсоюза состоялась встреча в Свердловском областном фонде ОМС по вопросу финансирования медицины ЗАТО г. Новоуральск. Кроме того, на протяжении всего 2016 года руководство ЦМСЧ-31 неоднократно обращалось и в Министерство здравоохранения РФ, и Свердловской области, и в ФМБА, и в фонды ОМС различных уровней. Позиция всех инстанций такова: «Вы имеете такое финансирование, какое имеют все учреждения Свердловской области. И никаких особых условий и скидок на ЗАТО не будет. Научитесь жить по средствам и по тем правилам, по которым живет вся Россия».

Присутствовавший на заседании совета депутат Думы НГО Андрей Великов задал вопрос: «Чем сегодня конкретный орган местного самоуправления — городская Дума — может помочь ЦМСЧ-31? Чем депутатская вертикаль может помочь, чтобы вывести вопрос недостаточного финансирования медсанчасти на иной уровень?».

И решение в ходе обсуждения сформулировал заместитель Главы Администрации НГО по социальной политике Константин Кутырев: «Четыреста миллионов — те деньги, которые недополучила медсанчасть за последние два года. На сегодняшний день, чтобы решить все те проблемы, которые есть, надо сосредоточиться на том, чтобы вернуть эти средства в ЦМСЧ-31. Это — самое главное. Как мы можем это сделать? Пытались писать, пытались проводить конференции… Очевидно, что на данном этапе эти формы не работают. Мы стучим — в ответ ничего. Значит, надо изменить закон. Надо найти те формы изменения законодательства, которые позволят вернуть средства сюда, на территорию. Потому что мы — территория, которая отличается от остальных муниципальных образований Свердловской области. Дальше нужно создать рабочую группу и сформулировать изменения в законодательстве. К этим изменениям нужно подключить все закрытые территориальные образования. Так, как в свое время писали Закон о ЗАТО. Сейчас пришло время, когда нужно вновь на этом сосредоточиться. Дальше нужно включить депутатскую вертикаль. Депутаты муниципального уровня не могут изменить федеральное законодательство. Но это может или областное Заксобрание, или депутаты Государственной Думы. Там есть «наши» депутаты: Петров, Муцоев — люди, которые нас поддержат. Эту задачу нужно решить в два ближайших года. Пока не стало поздно».

В своем выступлении Константин Николаевич назвал иные конкретные шаги не только по сохранению, но и, учитывая сложившиеся обстоятельства, даже по развитию городской медицины. Закончил заместитель Главы и вовсе на оптимистичной ноте: «Уж какие проблемы в городе решали! Уверен, и с этой справимся!».

Людмила СЕЛЕЗНЁВА
Фото из архива «Нейвы»

GISMETEO: Погода по г.Новоуральск

Здоровье Не надо искать виноватых