Живет отважный капитан

15 kapitan

Новоуральск не омывают океаны, и, казалось бы, где здесь развернуться настоящим героям, укротителям суровой стихии? Тем более необычно, что совсем рядом с нами живут моряки, и даже самый настоящий капитан первого ранга. Зовут его Сергей Хатин.

МОРЕ, МОРЕ — МИР БЕЗДОННЫЙ

Сергей Маевич перебрался к нам год назад из Москвы. Впрочем, раньше, в 70 — 80­е годы, он часто бывал в Новоуральске и однажды на юбилейном мероприятии УЭХК познакомился с самим академиком Кикоиным и с почётным гражданином города Виктором Стениным. А сегодня здесь ­ его семья, дети, память о прошлом. Как живется капитану после выхода на заслуженный отдых в нашем сухопутном краю? Двери квартиры открывает жена, рядом улыбается маленький внук. Всюду ­ порядок и уют. В комнате на стене — собранные за годы службы памятные сувениры, знаки отличия, морские эмблемы, флаги, якоря. Сам хозяин, впрочем, вряд ли оправдал бы ожидания Дениски из рассказа Драгунского о капитане дальнего плавания: нет у него ни бороды, ни трубки. Однако, разговаривая с Сергеем Маевичем, понимаешь, что это интеллигентный, искренний и, главное, добрый человек с чувством юмора.

Чтобы дослужиться до звания капитана первого ранга, Сергею Маевичу потребовались долгие годы. Но, говорит, если бы не возраст, служил бы и дальше. В своё время на этот трудный путь его направил отец Май Григорьевич, который и сам проходил срочную службу на Тихоокеанском флоте, на острове Русский.

Многочисленные фотографии из архива отца, фильмы о бравых моряках, книги — всё впечатляло юношу.

Недолго думая, в июле 1972­го, окончив 8 классов средней школы, он приехал из Заречного в Ленинград и поступил в Нахимовское военно­морское училище. До сих пор Хатин тепло вспоминает годы учебы. Дома хранится памятный выпускной фотоальбом, и капитан с гордостью показывает свой учебный корпус на фоне крейсера «Аврора», самодельные коллажи друзей и самые памятные снимки — например, военный парад на Красной Площади, участником которого довелось ему стать. Тогда, 7 ноября, после двухмесячных тренировок в Москве на Тушинском аэродроме он маршировал в составе парадного полка своего училища перед трибуной Мавзолея с членами политбюро во главе с Брежневым.

Потом была учеба в Ленинградском высшем военно­морском инженерном училище имени В.И. Ленина в Пушкине, где он получил высшее образование военного инженера­механика и офицерское звание — лейтенант­инженер. Перед самым выпуском из училища женился. А в 1979­м по распределению отправился служить на Тихоокеанский флот.

ДЖОНКА И SOS

18 лет прослужил Хатин на Тихоокеанском флоте, из которых около 14­ти ­ на большом противолодочном корабле «Петропавловск», где прошёл путь от командира группы до командира боевой части корабля. За это время у него родились две дочери (старшую дочку впервые он увидел и взял на руки в трехмесячном возрасте здесь, в Новоуральске, находясь в отпуске после первой боевой службы). Удивительный случай рассказывает Сергей Маевич об одном из своих дальних походов.

Ночь. Южно­Китайское море. Штормовая погода, дождь. Вахта докладывает: на горизонте какой­то костёр посреди открытого моря — виданное ли дело! Подойдя ближе, разглядели: джонка — вьетнамская лодка — подаёт сигнал SOS. Лодку, которую уже две недели несло по морю, пришвартовали к борту корабля, и вдруг из неё стали карабкаться десятки мужчин и женщин с детьми. Их вымыли, накормили, но долго не могли понять, что это за странные люди. Позже выяснилось — это вьетнамские беженцы, противники властей ДРВ, военные преступники, жены американских офицеров и труженицы домов терпимости из Сайгона, устремившиеся в Австралию после войны с чемоданами скопленных долларов. Они приняли русский корабль за американский и сначала обрадовались. Но по закону наши моряки должны были вернуть их назад, во Вьетнам. Корабль был вынужден направиться к берегу и передать людей вьетнамским властям. Позже моряки узнали, что все беженцы были преданы военному суду как предатели Родины. Это событие Сергей Хатин тяжело переживал.

Много ещё чего было во время службы. Корабль «Петропавловск» называли «жандармом Японского моря»: часто он спроваживал непрошеных американских гостей от наших границ. Так, в 1981 году моряки вышли по тревоге на место падения сбитого нашим летчиком южнокорейского «Боинга». «Петропавловск» охранял район падения самолета, пока наши силы искали и поднимали «чёрные ящики» «Боинга». Кораблю приходилось противодействовать кораблям НАТО и своим корпусом не допускать к месту падения как военные корабли, так и других любопытствующих «зевак» из Японии, Польши, Южной Кореи, Сингапура. Коснулись Сергея Маевича и трагические события, связанные с гибелью подлодки «Курск». Именно ему пришлось заниматься организацией технической подготовки спасательных судов, чтобы поднять и отбуксировать «Курск» в док.

Последние пять лет Сергей Хатин служил в Главном штабе ВМФ РФ, где и закончил свою активную военную деятельность, отслужив в общей сложности 30 лет. В 2002 году уволился в запас.

15 kap

ТЯНЕТ МОРЯКА К ЗЕМЛЕ

В нынешнем году Хатин отмечает свой 60­летний юбилей, но по­прежнему следует девизу: «Держи порох сухим и будь всегда готов!» Приехав в город из шумной и беспокойной Москвы, он сразу связался с Союзом моряков Новоуральска, где нашёл людей с общими интересами — всегда есть что вспомнить, обсудить. Вместе с ними участвовал в праздновании Дня Победы.

На пенсии Сергей Маевич открывает для себя новые, уже не морские горизонты: потянуло к земле — занялся садом. Для общения с прежними сослуживцами, благо, есть социальные сети.

В Новоуральске капитан 1­го ранга наслаждается спокойствием и тишиной. Рад, что город, каким он его знал в советские годы, вырос и похорошел. Старается приучать к морскому делу внуков, мечтает, чтобы они пошли по его стопам.
Вот такой он интересный человек, Сергей Хатин. Его яркая жизнь удивительным образом переплелась с историей Военно­морского флота, а также двух столиц и затерявшегося на карте огромной страны Новоуральска.

Никита СЕРЕБРЯКОВ
Фото из личного архива Сергея Хатина

GISMETEO: Погода по г.Новоуральск

Наши люди Живет отважный капитан