Поезд отправляется... в прошлое!

041017 16 station

Когда-то, уже очень давно, в нежном возрасте, я, переходя через железнодорожные пути, застрял ботиночком в развилке рельсов - крику и слёз было! Мама с большим трудом вытащила мою ногу из этого капкана и отвела на перрон. Ввиду такого мощного стресса здание старого, деревянного ещё вокзала отпечаталось в детском сознании и засело на годы. Его давно уже нет, на станции остались лишь несколько хозяйственных построек того времени, зато в историко-краеведческом музее хранят и память, и ряд артефактов, связывающих новые поколения новоуральцев со своим прошлым.

Большую исследовательскую работу, посвященную нашей железнодорожной станции, провела хранитель музейных ценностей Ирина Лисина. Построена станция была аж в 1878 году (цветной снимок её выполнен знаменитым фотографом Прокудиным-Горским, видимо, осенью 1909 года во время поездки по Уралу). В прошлом веке, по данным 1926 года, от Свердловска до Верх-Нейвинска ходил дачный поезд, а в 1935 году, когда была полностью электрифицирована горнозаводская железная дорога, на этом участке стали курсировать электрички. Старый деревянный вокзал действовал до середины 1970-х годов, после чего его снесли и построили современное здание.

041017 16 station2

В фондах Новоуральского историко-краеведческого музея хранятся предметы, которые непосредственно связаны с железнодорожной станцией. Так, в музейную коллекцию попали часы «Стрела» (выпуска 1946-1966 гг.), подаренные музею Дмитрием Сафроновым. Со слов дарителя, они находились еще в деревянном вокзале, а после сноса здания долгое время хранились в помещении нового вокзала.

041017 18 time

Часы эти настенные, в ступенчатом деревянном корпусе квадратной формы светло-коричневого цвета. В процессе исследования удалось выяснить, что часы электромеханические, вторичные. Вторичными часами управляли первичные часы - отдельная плата, которая раз в минуту подает импульс на шаговый двигатель, приводящий стрелки в движение. От одних первичных часов могут работать до пяти показывающих, и все часы будут показывать одинаковое время. Поэтому такими часами оснащались заводы, школы, станции вокзалов и метрополитенов, башни высотных зданий и т. д.

В здании вокзала станции Верх-Нейвинск находились и пригородные кассы, в которых продавались билеты для проезда на железнодорожном транспорте. В коллекции историко-краеведческого музея хранится месячный билет с фотографией № 290220 от 14 марта 1963 года на имя Любови Поляковой для проезда от станции Верх-Нейвинск до станции Свердловск-Пассажирский.

041017 17 doc

Как удалось выяснить, Любовь Анатольевна была ударником коммунистического труда, работала на Уральском электрохимическом комбинате, а также была членом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. В Правилах перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР есть пункт: «Абонементные именные билеты (не льготные) продаются учреждениям, организациям и предприятиям с указанием фамилии, имени и отчества лица, для которого приобретается билет». Возможно, что данный месячный билет приобретался для Любови Поляковой администрацией УЭХК для служебных целей.

Достопримечательностью станции является сохранившаяся по сей день водонапорная башня, в которой находились насосы для заполнения паровозов водой. В 2010 году в фонды музея поступил чайник. Он был найден в 1996 году в водонапорной башне бывшим сотрудником железнодорожной станции Анатолием Петренко.

041017 17 kettle

Чайник выполнен из латуни, крышка круглой формы, ступенчатая с навершием - хватком. На ручке есть клеймо с изображением ленты и надписью «Тула», двух колосков и пятиконечной звезды. Слева от клейма - оттиск цифры «10» в ромбе; справа указан объем чайника - «3,5 л». По сохранившейся части датировки, предположительно, чайник относится к середине XX века – 1934 или 1954 гг.

Из беседы со служащим станции удалось выяснить, что в водонапорной башне во время её эксплуатации всегда находился дежурный, который следил за работой насосов и котлов, используемых для нагрева воды в зимний период. У каждого сотрудника какого-либо учреждения, кроме рабочего времени, существует и перерыв на обед. Поэтому можно смело утверждать, что чайник бытовал в водонапорной башне и использовался по прямому назначению.

«Часы - хранители времени» - такое расхожее выражение можно услышать довольно часто. Что же до наших работников музея, то они - настоящие хранители истории.

Евгений СЕРЕБРЯКОВ

Фото из архива музея

GISMETEO: Погода по г.Новоуральск

Общество Поезд отправляется... в прошлое!