Культура

Как работает фабрика сказок в театре кукол «Сказ»?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Любая встреча с прекрасным для простого зрителя — это праздник! На сцене блистают солисты, звучит оркестр, удивляет головокружительными пируэтами балет. Но ведь за этим восхитительным действом скрыт труд множества людей, о которых мы мало что знаем.

Исправить эту несправедливость призван совместный проект отдела культуры администрации НГО и газеты «Нейва», который мы решили назвать «Невидимые герои культуры».

Все публикации

  1. Мастера из театрального закулисья: все о работе швей, декораторов, бутафоров и машинистов сцены

  2. Мастера из театрального «закулисья»: все о работе звукорежиссерах, художниках и костюмерах ТМДК

  3. Здесь хранят память о прошлом: все о работе специалистов музея

Театр чем-то напоминает фабрику с производственными цехами и складами готовой продукции. Не исключение и знакомый всем с детства театр кукол «Сказ». Давайте заглянем туда, где из пластика, дерева и красок рождаются яркие декорации и удивительные куклы, познакомимся с людьми, благодаря которым появляются замечательные спектакли.


Да будет звук, да будет свет!

Каждый, заходя в зрительный зал, обращал внимание на небольшую кабину, где мигают лампочки пультов: они предназначены для работы со световым и звуковым наполнением театрального действа.

Звукорежиссер Юрий Шипко в театре уже 46 лет. Говорит, пришел буквально с улицы. Играл на баяне, сочинял музыку, увлекался магнитофонами. А заведующим музыкальной частью в театре кукол был его старший брат — вот и предложил поработать. Начатый им спектакль «Часы с кукушкой» Юрий Александрович в 1975 году успешно закончил, он и стал его путевкой в профессию.

В 90-е годы пришлось все фонограммы оцифровывать, поскольку звук теперь шел уже с мини-дисков. Но только с 2006 года, после реконструкции театра и приобретения самой современной аудиотехники, звуковое сопровождение спектаклей в «Сказе» вышло на достойный уровень. Наш герой, кстати, довольно легко освоился с компьютером, поскольку интересовался его возможностями уже давно. А они оказались впечатляющими: взять хотя бы монтаж фонограмм! Ну и работать с различными видами микрофонов тоже стало удобнее.

Юрий Шипко, звукорежиссер:
Юрий Шипко, звукорежиссер:
— Обычно мне выдается либретто, где прописано, какую фонограмму и после каких реплик включать. По ходу спектакля, конечно, случаются и нестандартные ситуации — артисты реплики забывают, и приходится догадываться, когда включать музыку. Или технический сбой происходит… В моей памяти хранятся все спектакли текущего репертуара — я ведь один за звук отвечаю. И я придумал свою систему: нужные реплики у меня записаны в названиях файла. Так что я вижу все в компьютере, очень удобно.

Свет в спектакле не менее важен. Правильно подобранные цветные фильтры смогут преобразить даже невзрачные декорации.

Отвечает за него в «Сказе» Елена Мирошкина. 30 лет назад она вместе с мужем, будущим заслуженным артистом России Александром Мирошкиным, приехала из Озерска. Там училась у настоящих мастеров своего дела, узнавала от них азы профессии: что такое фронтальный свет, контровой, прострельный… Как его правильно установить, ведь на каждый спектакль свой свет нужно было продумать от начала и до конца.

Елена Мирошкина, художник по свету:
Елена Мирошкина, художник по свету:
— С театром такая ситуация — либо ты сразу ушел, если тебе эта работа не подходит, либо уже навсегда остаешься. Я вот сначала трудилась на заводе, а в итоге выбрала театр, хотя и думала, что это временно. Важность своей роли в постановке я, конечно, ощущаю — без работы со светом и спектакля не будет. Это раньше можно было играть все от начала до конца на общем свете, сейчас такого нет. Моя работа по сути — продолжение работы художника, а иногда и ее улучшение.

Потом и тут техника постепенно стала совершенствоваться: вместо громоздких прожекторов появились более современные фонари, лампы — галогеновые, светодиодные... Наша героиня сама всю эту технику осваивала. И не напрасно: теперь можно, например, прямо во время спектакля поменять свет или ширину луча — зрелищность, конечно, только выигрывает!

А еще здесь работает Александр Щекотуров — главный инженер-электрик театра, он занимается обслуживанием всего электрооборудования. И при создании спектакля его роль тоже важна — он ответственный за выносной свет. Это всевозможные огоньки, фонарики, свечки… Все, что горит и мерцает непосредственно на сцене. Но при необходимости может он и целиком спектакль провести. Настоящий профессионал!


В мастерской Папы Карло

Художественные мастерские — сердце любого театра. «Сказ» недавно получил в свое распоряжение отремонтированное здание: там пахнет стружкой, клеем и красками.

На первом этаже расположились художник-декоратор Владимир Дубинский и инженер-конструктор кукол Сергей Махначев. Оба в профессии — больше десяти лет (Владимир Антонович еще и в столярном цехе театра оперетты успел поработать!). К ним поступают эскизы от главного художника Людмилы Гусаровой, и вскоре ее задумки начинают обретать осязаемый вид — горки, домики, деревья…

По словам Владимира Дубинского, помимо чисто эстетических задач ему приходится решать и более приземленные, но очень важные — сделать декорации безопасными, например. Чтобы артисты не травмировались ненароком. Ну и о монтировщиках тоже подумать надо, им ведь все конструкции собирать-разбирать!

Благо, сейчас в обиходе множество новых легких материалов — пластик, поликарбонат. А Владимир Дубинский на все руки мастер — столяр, жестянщик, занимается покраской в своем гараже, когда выпадает свободный день. Любая работа у него спорится.

Владимир Дубинский

Владимир Дубинский - мастер-«многостаночник»

Куклами же занимается Сергей Махначев. Когда-то он трудился на стройке, умеет обращаться и с железом, и с деревом. Правда, в театре работа более тонкая и оттого трудная: вот приносит художник эскиз куклы, а мастер сразу понимает, из какого материала делать каркас, из чего руки-ноги. Еще ведь и в срок нужно уложиться — сделать куклу без механики в голове займет дня два, а с механикой — все четыре!

Но на стороне Сергея Николаевича — большой опыт. Он ведь когда-то специально ездил в Екатеринбург на семинары и учился тонкостям своего дела — какие есть особенности у гапитовых кукол, тростевых, у марионеток.

Целыми днями создает он новых героев для будущих спектаклей. А бывает, что кукла ломается и надо чинить. Или артист просит поменять что-то в уже готовой кукле — ну неудобно работать с ней! Тогда приходится разбирать, менять рукоять или регулировать длину тростей. Часто и сам он что-то придумывает в конструкции — работа у мастера действительно творческая!

Сергей Махначев

В руках Сергея Махначева полетит и такая птица

Ярче краски, больше сказки!

Если подняться этажом выше, можно увидеть, как декорации и каркасы кукол обретают цвет и жизнь. Над этим тут трудятся художники-оформители Ольга Шипко и Ирина Мартынова, художник-бутафор Ирина Черных и художник-модельер Лилия Вилесова (последняя пришла в театр в прошлом году, у остальных стаж насчитывает десятилетия!).

Ирина Черных, художник-бутафор:
Ирина Черных, художник-бутафор:
— У меня, помимо прочей работы над спектаклем, есть свои задачи как бутафора. Все, что вы видите на сцене, все предметы, любой реквизит — мое! Этой профессии нигде не учат, все достается только опытом. Но я ведь уже 33 года в театре! Самый сложный спектакль? Затрудняюсь сказать. Каждый раз мне выдают целый список из более 25 предметов. Подготовка премьеры идет обычно месяца два, но бывает, что нужно срочно что-то сделать. Даже на дом приходилось брать работу, если сроки поджимают...

Перед очередной постановкой собираются они на технический совет и решают — из чего будут головы кукол, какие пошить костюмы для артистов? Много ли нужно закупить синтепона, изолона, какие еще можно использовать материалы?

У каждой мастерицы здесь своя специализация: художники-оформители лепят головы из глины, Ирина Черных делает их формы из гипса, а потом из папье-маше. Отдает работу уже знакомому нам Сергею Махначеву, который создает гапит. На него художники нанизывают туловище, руки-ноги, швея обшивает уже готовую куклу.

12102021-19.jpg

Декорации тоже поднимают наверх. Здесь Ирина Черных офактуривает их, а остальные расписывают. И вот спектакль готов! Премьер через мастерские прошло, конечно, множество. Бывает, что и не вспомнить, для какого спектакля делали ту или иную куклу. Но о самых ярких — «Куда ты, жеребенок?», «Котенок на снегу», «Гадкий утенок», «Клоп» — художники говорят с большой теплотой.


Куклам спать пора

Есть в театральном закулисье еще одно помещение. Здесь куклы отдыхают после спектаклей. Какие-то будут востребованы совсем скоро, каким-то еще долго висеть на стойках и лежать в коробках. Заведующая костюмерной Мария Ашихмина хранит куклы и костюмы со всех 56 спектаклей действующего репертуара.

Есть, впрочем, спектакли-ветераны. Самая старая постановка — «Сказки в чемодане» — еще идет на радость маленьким зрителям. Вот кукла-марионетка — это скрипач из старого концертного номера. Она настолько трудная в обращении, что управляться с ней мог лишь такой мастер, как заслуженный артист России Алексей Шаманов. А спектаклю «Еще раз о Красной Шапочке» в этом году исполняется 30 лет. Скоро его будут торжественно поздравлять с этой датой!

Такая хорошая сохранность — не чудо. Просто в «Сказе» внимательно следят за сохранностью сказочных героев. Помещение костюмерной хорошо проветривается, прямые солнечные лучи гасят жалюзи. Есть стиральная машина, сушилка и утюг — все, что нужно для кукольного здоровья. Есть идея развесить старые куклы на стенах в коридоре, чтобы люди, приходя на экскурсию в мастерские, их видели. Думается, идея верная — они это заслужили!

Добавить комментарий

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ С НЕЙВОЙ

ГАУП СО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "НЕЙВА"

ЧИТАТЕЛЯМ И ПОДПИСЧИКАМ

© 1991-2021 ГАУПСО "Редакция газеты "Нейва" / 12+

Поиск