ЖКХ

Новая система обращения с ТКО в вопросах и ответах

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Министерство ЖКХ Свердловской области подготовило разъяснения, где приводятся основные вопросы, которые чаще всего задают жители, юридические лица и предприниматели.

Зачем нужна реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами?

Сложившаяся десятилетиями и существующая на сегодняшний день в России система сбора и удаления ТКО основана на захоронении отходов на несанкционированных свалках. Лишь в небольшом количестве случаев ТКО размещаются на обустроенных в соответствии с действующими нормами полигонах. Следовательно, полигонная система захоронения отходов не выполняет требования по снижению негативного воздействия на окружающую среду и подлежит изменению.

В Свердловской области полигонов для размещения образуемых отходов не имеют 28 муниципальных образований, 47 муниципалитетов используют для этих целей свалки, абсолютно не соответствующие природоохранному законодательству. Полигоны же, включенные в государственный реестр, то есть признанные законными, есть только в 30 муниципальных образованиях.

При такой системе, когда не реконструируются полигоны и свалки переполнены отходами, решение вопросов переработки ТКО, равно как и экономии природных ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду, не представляется возможным.

Именно поэтому основная задача реформы заключается в формировании принципиально новой, современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами - системы, направленной на повышение экологической сознательности населения и создание такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство.

Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов, - от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями. В планах правительства Свердловской области - к 2025 году построить 12 мусоросортировочных комплексов.

В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок. Последних на сегодняшний день в Свердловской области насчитывается более 200.

В новых условиях региональный оператор при заключении договора на транспортирование ТКО указывает объект их конечного размещения. В случае нарушения логистики основание для оплаты перевозчику этой услуги утрачивается. А это значит, что попадание ТКО на несанкционированные свалки практически исключается.

Каким образом будет взиматься плата по обращению с твёрдыми коммунальными отходами?

Затраты на вывоз и захоронение ТКО раньше были учтены в составе платы за содержание жилого помещения. Причем расшифровка указанных затрат не везде была обнародована, и не все знали, сколько же они платят за соответствующие услуги. В условиях реформы услуга по обращению с ТКО переходит в категорию коммунальной и плата за нее в квитанции будет выставлена отдельной строкой. Те затраты, которые ранее за вывоз и захоронение ТКО учитывались в составе платы за содержание жилого помещения, с 1 января из нее полностью исключаются.

Поскольку все отходообразователи имеют обязательства по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, выбрасывать мусор в несанкционированные места при организованной услуге становится нецелесообразным, что положительно повлияет на качество окружающей среды в населенных пунктах.

В случае неоплаты оказанной услуги задолженность с неплательщика взыскивается в судебном порядке с начислением пени за просроченные платежи.

Как установлен и из каких затрат состоит тариф региональных операторов?

Отбор региональных операторов по обращению с ТКО проведен в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881. Конкурсная документация была сформирована с учетом трех зон деятельности, определенных территориальной схемой в сфере обращения с отходами производства и потребления Свердловской области. В рамках конкурсного отбора заявителями были предоставлены конкурсные предложения по размеру услуги регионального оператора. Таким образом, первоначальная цена на услуги регионального оператора была снижена министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в рамках проведенных конкурсных отборов региональных операторов.

Согласно установленным требованиям, до 1 июля 2018 года региональные операторы направили предложения по установлению единых тарифов на свои услуги в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области.

При установлении указанных величин была учтена следующая структура расходов:

  • услуги операторов по захоронение ТКО на полигонах, в т. ч.:
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • инвестиционная составляющая;
  • налог на прибыль и НДС;
  • услуги по транспортированию ТКО;
  • расходы на заключение и обслуживание договоров.

В Свердловской области начисление за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет осуществляться с человека за кубические метры, образованные потребителем. Данное решение основано на том, что отходы образуют люди, проживающие в жилых помещениях, работающие на предприятиях, и количество образуемых отходов пропорционально количеству потребителей.

Средства, собираемые региональными операторами в объеме единого тарифа, пойдут на строительство новой и реконструкцию действующей инфраструктуры, приобретение большегрузной техники для транспортирования отходов, упорядочение потоков отходов, ликвидацию несанкционированных свалок, то есть на улучшение окружающей среды.

Почему выросли тарифы на вывоз отходов?

Рост платы граждан за услугу по обращению с ТКО по сравнению с ранее оказываемой услугой по вывозу и утилизации отходов связан с несколькими факторами.

Исторически сложилось, что размер затрат на оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов был экономически не обоснован. При системе с экономически необоснованными тарифами потоки отходов направлялись на несанкционированные свалки для сокращения затрат на обращение с отходами. Нередки были случаи отказа операторов от предоставления услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что способствовало росту количества несанкционированных свалок.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». До 2018 года в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не учитывалась и не взималась с населения.

В существующих условиях и установленных требованиях необходимо строительство новых объектов, обеспечивающих обработку и захоронение твердых коммунальных отходов. Рост цен в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами обусловлен необходимостью строительства новых объектов для обеспечения экологической безопасности сферы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Сколько региональных операторов в Свердловской области?

В Свердловской области определено три региональных оператора по обращению с ТКО:

  • в Северном административно-производственном объединении (АПО‑1) с центром в городе Нижний Тагил - ООО «Компания «Рифей»;
  • в Западном административно-производственном объединении (АПО‑2) с центром в городе Первоуральск - ООО «ТБО «Экосервис»;
  • в Восточном административно-производственном объединении (АПО‑3) с центром в городе Екатеринбург - ЕМУП «Специализированная автобаза».

Информация с привязкой к городам по зонам деятельности региональных операторов размещена на сайте министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в разделе «Деятельность» - «ЖКХ» - «Обращение с ТКО».

Куда обращаться по вопросам работы региональных операторов в случаях, когда некорректно выставлены квитанции и т. д.?

У всех региональных операторов работают горячие телефонные линии по обращению с отходами:

  • в Северном административно-производственном объединении (АПО‑1) - ООО «Компания «Рифей»: 8‑800‑250‑60‑06;
  • в Западном административно-производственном объединении (АПО‑2) - ООО «ТБО «Экосервис»: 8‑800‑100‑89‑54;
  • в Восточном административно-производственном объединении (АПО‑3) - ЕМУП «Специализированная автобаза»: 8‑800‑775‑00‑96.

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ С НЕЙВОЙ

ГАУП СО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "НЕЙВА"

ЧИТАТЕЛЯМ И ПОДПИСЧИКАМ

© 1991-2020 ГАУПСО "Редакция газеты "Нейва" / 12+

Поиск