Команда добровольцев подобралась на загляденье: парни удалые, сказали, с дозиметрами могут отправиться куда угодно! «Куда угодно» мы не могли, поэтому проложили маршрут по самым популярным новогодним местам горожан. Первый пункт — школу — выбрали потому, что один из наших юных физиков очень уж хотел попасть на соревнования и поучаствовать в рейде. Мы и предложили сделать первый замер у родного учебного заведения. Андрей Никулин рассказал нам, что физикой увлекается с начальных классов, учится на 4 и 5, любит проводить опыты на уроках, о радиации узнал «ещё в детстве».
— Историю о Чернобыле давно услышал, это меня поразило, поэтому и начал интересоваться, — рассказывал нам Андрей, пока разбирался с дозиметром.
Конечно, при слове «радиация» наше воображение рисует обычно неутешительные картинки: излучение, заброшенные города или болезни. В целом это слово для большинства из нас ассоциируется с чем-то опасным. Не спешим вас разубеждать — это действительно опасно. Но, как утверждал известный лекарь и знаток мер Парацельс: «Только доза делает лекарство ядом и яд лекарством»! Радиация — не лекарство, но тоже может служить человеку. В общем, всё дело в дозе! У школы она оказалась 0,13 микрозиверта. Как объяснили «Нейве» наши физики, это отличные показатели.
Андрей Никулин:
— В программу 8-го класса физики пока не входит знакомство с дозиметром. Но я про них читал, нам рассказывала Ирина Александровна. О радиации пока немного знаю, могу сказать: всё, что меньше единицы, — это норма. Возле школы прибор нам показал 0,13 микрозиверта в час. Такие цифры говорят о том, что фон ровный.
Наш помощник — индикатор радиоактивности СОЭКС. Серьезная вещь или игрушка? Как рассказали ребята, на самом деле, этот полезный прибор имеет множество применений. Предназначен он для оценки уровня радиоактивного фона и обнаружения предметов, продуктов питания, строительных материалов, зараженных радиоактивными элементами. С дозиметром можно производить оценку радиационного фона по величине мощности ионизирующего излучения. Показывает он цифры в микрозивертах.
Прямо от школы всей нашей честной компанией мы отправились к девушке. Не простой, а девушке с книгой! Решили, что здесь, на улице Комсомольской всегда многолюдно, и эти места популярны в любое время года. Да и девушку, нужно признаться, любопытно было замерить. Наш исследователь Максим Зуйков рассказал нам, что любит учиться, нравится физика, а дозиметр держит в руках впервые. Удивило, что Максим при этом знает, что естественный радиационный фон везде может быть разным, в зависимости от материалов, местности, от высоты территории над уровнем моря. Ждём сигнала нашего прибора. Девушка — не фонит, всего-то 0,11 микрозиверта в час. «Даже ниже, чем у школы», — удивились журналисты, а ребята объяснили, что «в школе просто людей больше». Оказывается,
люди тоже фонят!
При этом радиацию производят только радиоактивные вещества или же специальное оборудование. После воздействия радиации наш организм не превращается в очередной источник радиации. После флюорографии, и это радует, человек не становится радиоактивным. Однако при попадании в организм радиоактивных веществ на короткое время мы можем стать источником радиации. Этот эффект используют в медицине при проведении определенных диагностических процедур. Специалисты применяют вещества, которые очень быстро распадаются и не успевают никому навредить.
Максим Зуйков:
— Первый раз работаю с дозиметром. Это несложно! Делаем замер прямо у вот этой скульптуры с девушкой. Так, что показывает дозиметр? 0,11 микрозиверта в час, это даже меньше, чем у школы. Наверное, там людей больше, поэтому и уровень радиации выше. Люди тоже ведь излучают. А девушка с книгой находится в спокойном фоне.
Пока ехали к очередной локации, а отправились мы к символу нашего города — стеле, участники рейда рассказали, что 0,2 микрозиверта в час (соответствует значениям до 20 микрорентген в час) — это наиболее безопасный уровень внешнего облучения тела человека, когда говорят, что «радиационный фон в норме». К знаменитой букве, которая символизирует уран, добраться мы не смогли — снега было уж слишком много. Героев Новоуральска, запечатленных в памятнике, пришлось рассматривать издалека. Пока изучали троих в латинской букве U со стороны аллеи Молодёжи, подоспели цифры на табло нашего гаджета. 0,09 микрозиверта — это оказался неожиданно низкий результат! «У молодёжи города есть отличное пространство для отдыха и прогулок!» — оценил радиационную ситуацию Артём Милета.
Артём Милета:
— Мне всегда была интересна физика. Я выбрал замер у стелы не случайно — это символ нашего города. Сначала включил прибор у дороги — цифры выше были. Отошли к аллее Молодежи, здесь 0,09 мЗв в час. Ну что можно сказать? У молодёжи города есть отличное пространство для отдыха и прогулок!
Иван Рыбин:
— Быстро разобрался с этим прибором. Всё понятно, хотя разные модели бывают. Интересно, что, когда подносишь к чему-нибудь, он показывает одну цифру, а когда подходит ваш фотокорреспондент, цифры меняются и становятся выше. Сейчас мы сделали замеры у ступенек амфитеатра в Южном районе, недалеко от спорткомплекса, дозиметр показал 0,12 микрозиверта — это обычный фон, хотя тут много камня.
Тему интересных фактов и физических явлений продолжаем с нашими восьмиклассниками дальше. Когда узнали, что на МКС можно получить 266 мЗв в год, в космос наша уже дружная делегация лететь не пожелала. Мы решили, что у нас и здесь дел много, а космонавтам пожелали здоровья: многовато, конечно, миллизивертов у них там, на орбите… Между тем нас ждала ёлка. Да, самая главная ёлка в городском парке — туда мы и отправились для финального замера! Дозиметр наконец-то, на радость следующего героя, попал в руки Дениса Бастракова. Тут-то юный физик проявил всю свою фантазию: измерял камни, измерял лёд и ледовые скульптуры. Денис рассказал, что всем известно, что лёд везут из Верх-Нейвинского пруда. А воду используют в том числе и для промышленного водоснабжения. Данные будут очень полезны для всех горожан накануне открытия ёлки.
Денис Бастраков:
— 0,11 микрозиверта в час — такие результаты в парке. Интересно было замерить лёд, из которого делают ледовый городок. Его везут из Верх-Нейвинского пруда. Я убедился, что и он безопасный: всего 0,16. Стало интересно, какой фон будет у главной ёлки города. Цифры на экране дозиметра немного снизились. Можно сказать, что фон в городе спокойный, праздничный!