Старообрядческий «Канонник» XVII века, «История искусства» Александра Бенуа, первое издание «Большой советской энциклопедии» и другие уникальные книги хранятся в Публичной библиотеке.
Есть в нашей библиотеке интересное место — отдел редких книг. Что за тайны он скрывает, какие раритеты можно обнаружить на книжных полках и как обращаться с памятниками старины? Давайте разбираться вместе с руководителем отдела искусств ЦБ Ольгой Морозовой.
Маска и перчатки обязательны!
Символично, что открылся этот уникальный отдел 13 марта 2008 года, прямо в день рождения библиотеки. Сегодня его книжный фонд составляет 1800 экземпляров.
Тут и старообрядческая литература, и старинные книги, которые относятся к книжным памятникам, а также коллекции миниатюрных изданий, с автографами и дарственными надписями, коллекции книг на иностранных языках, книги разных издательств — Брокгауза и Ефрона, Смирдина, Российской академии наук…
По словам Ольги Морозовой, фонд формировался постепенно, из разных источников: книги поступали из библиотеки горкома партии, профсоюзной библиотеки им. Корнилова и других.
Сегодня отдел пополняется в основном за счет дарителей. Их, конечно, немного, но все равно попадаются интересные экземпляры. К примеру, не так давно в отделе редких книг появился учебник ботаники для пятого класса послевоенного периода. Вроде бы не древность. Но учтите, что в то сложное время книг вообще печаталось довольно мало — не до них было!
— Где была издана? Нужно посмотреть на свет — есть ли водяные знаки на страницах. Каждую страничку смотрят и фотографируют. Как пазл, собирается картинка.
Ольга Александровна бережно берет в руки тяжелый фолиант. С первого взгляда понятно, что перед нами книга, пришедшая из очень далекого прошлого. Для того, чтобы работать с таким фондом, необходимо соблюдать меры безопасности не хуже, чем в инфекционном госпитале: перчатки и маска — обязательны.
Все книги содержатся в картонных папках за стеклом всегда закрытых стеллажей. Батарей в помещении нет, свет используют по минимуму. Кроме того, здесь поддерживают определенный режим влажности, поэтому при обработке книг и уборке обязательно выставляют ведра с водой.
11 самых-старых
Что же за редкость в руках у Ольги Морозовой? Это самая старая книга в библиотеке — «Канонник» XVII века. Книги до 1830 года относятся к книжным памятникам. Приближенных к этой дате в отделе — 11 экземпляров. Определить точный возраст подчас очень сложно. Вот и в данном случае пришлось обращаться к экспертам — специалистам библиотеки им. Белинского в Екатеринбурге, краеведу Денису Щербине, представителям местного духовенства.
Понятно, что это памятник старообрядческой литературы. Такие книги всегда в деревянной обложке, обязательно обтянуты кожей и имеют замки — их приковывали к столам, чтобы вдруг не унесли. «Канонник» находится в плачевном состоянии и стоит в очереди на реставрацию и оцифровку.
— С книгой пришлось проделать внушительный объем работы. Определить тип бумаги: она голубая — это значит небеленая, не особо дорогая. Книга машинописная — видно, где буквы западают. Где была издана? Нужно посмотреть на свет — есть ли водяные знаки на страницах. Каждую страничку смотрят и фотографируют. Как пазл, собирается картинка, и становится ясно — «Канонник» издан в Нижегородской губернии.
Еще одна книга — рукописная, начала XIX века. Это «Канон святителю Николаю за единоумерших». Видно, что ею пользовались часто, поэтому пытались реставрировать — страницами из газет. После долгих трудов библиотекари выяснили, что писалась книга на заказ, а принадлежала женщине по имени Евдокия.
Ждет своей очереди на оцифровку и «Псалтирь» 1795 года. Он отпечатан в Гродно уже на беленой бумаге, а значит, являет собой более ценный вариант.
Миниатюры, экслибрисы и «Павлиний хвост»
Конечно, есть в собрании отдела и книги не церковные, не старообрядческие. Все они относятся к более позднему периоду, когда в России появилась художественная литература.
Пример тому — очень интересный двухтомник «Новоселье» 1832–1834 гг., напечатанный в типографии вдовы Плюшар с сыном, где собраны произведения русских классиков.
Какова же история его появления? Оказывается, в 1833 году в Санкт-Петербурге известный издатель Александр Смирдин открывал на Невском проспекте свой магазин и пригласил друзей — Жуковского, Гоголя, Пушкина, Баратынского, Крылова, Вяземского. Их произведения он и издал в этом двухтомнике.
Вот как описывает сам издатель этот случай: «Гости-литераторы, из особенной благосклонности ко мне, вызвались, по предложению Василия Андреевича Жуковского, одарить меня на новоселье каждый своим произведением, и вот дары, коих часть издаю ныне. Присланных статей достаточно было бы для составления другой такой же книги».
За каждым экземпляром удивительной коллекции отдела редких книг стоит подобная история. По сути, чем-то он напоминает музей. Здесь даже проходят экскурсии. Причем, если всю библиотеку можно обойти за полчаса, то у редких книг запросто пробудешь целый день.
Все книги разные: от «Истории искусства России» Александра Бенуа, изданной в Царском селе в 1910 году (все листочки с фотографиями и гравюрами перемежаются калькой!), до «Большой советской энциклопедии». Есть экземпляры, обращающие на себя внимание интересными обрезами: где-то узор «орнамент», где-то — «павлиний хвост», где-то — это золочение обреза книги, которое придает изданию серьезный статус.
Есть миниатюры, есть книги с уникальными экслибрисами — Ольге Морозовой есть о чем рассказать посетителям.
Основная задача фонда — сохранность книг. Конечно, старинные экземпляры невозможно полноценно сохранить в первоначальном виде, а цифровая копия не передает фактуры бумаги, оформления и духа времени. Но книга — это в первую очередь источник информации, считают здесь. И хотели бы сделать их доступными для читателей.
Так что задача по оцифровке книг поставлена, и начало положено. Так что придет время, когда можно будет нам без опасений подержать эти редкости в руках. Предвкушаю, как же будет интересно…