Сегодня предприятиям не хватает высококвалифицированных кадров, особенно с высшим образованием. Между тем, выпускники техникумов и колледжей могут его получить всего за 2 года и 10 месяцев. О новых технологиях, применяемых в образовательном процессе, рассказывает директор Института непрерывного и дистанционного образования УрГЭУ, доктор экономических наук Екатерина Ялунина.
— Екатерина Николаевна, что представляет собой Институт непрерывного и дистанционного образования, и что означает «непрерывного»?
Институт непрерывного и дистанционного образования (ИНДО) создан в 2019 году специально для выпускников колледжей и техникумов. Они поступают по результатам профильных вступительных испытаний или результатам ЕГЭ, а высшее образование получают по индивидуальным планам. Из-за того, что абитуриент приходит после окончания колледжа сразу к нам, в названии Института и появилось слово «непрерывное». Отмечу, что и выпускники школ тоже к нам поступают по результатам ЕГЭ, срок обучения составляет 4 года и 10 месяцев.
— Какие направления подготовки есть в ИНДО?
Мы предлагаем очно-заочную и заочную форму обучения. В каждой из этих форм есть большой выбор программ, которые можно проходить дистанционно. На очно-заочной форме дистанционное обучение предусмотрено по профилям: «Бизнес-безопасность и управление рисками», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление». Выпускники школ учатся очно-заочно по направлениям «Бизнес-аналитика», «Управление персоналом и экономика труда», «Гражданско-правовой профиль» в направлении «Юриспруденция». Для обучающихся дистанционно из других регионов России и стран нами разработана платформа. У студента есть личный кабинет, при входе в который можно увидеть и расписание, и список практикумов, и лекции — все в одном месте. Там собраны видеолекции от преподавателей, там же проходят вебинары. Зачеты и экзамены учащиеся тоже сдают дистанционно.
— А как проходит очно-заочное обучение?
Очно-заочное образование, как и дистанционное, позволяет студентам совмещать работу и учебу. Однако в межсессионный период студенту в расписание ставятся лекции, часть которых проходит дистанционно. Прослушав курс обучения, студенты два раза в год приезжают в УрГЭУ на сессию.
— В чем заключается работа Центра территориального доступа ИНДО, и чем он помогает студентам?
Центры территориального доступа дают возможность студентам из разных городов России и других стран учиться в УрГЭУ, не приезжая в Екатеринбург. Центры организуют на базе колледжей. Сегодня в России открыто 55 таких Центров и два — в Узбекистане. В Центрах можно получить консультацию об образовательных программах вуза. Сейчас одна из задач ИНДО — расширение географии Центров. Представительства, которые были недавно запущены в Сатке (Челябинская область), в Белоярском районе (Свердловская область), Новосибирске и Ханты-Мансийске сегодня невероятно востребованы. В ближайшее время мы планируем открыть еще пять ЦТД в разных регионах страны.
— Отличается ли стоимость обучения для студентов из Екатеринбурга и студентов, поступающих в ИНДО через Центры территориального?
Мы считаем, что высшее образование должно быть финансово доступно независимо от места проживания. Стоимость обучения для студентов, поступающих в Институт непрерывного и дистанционного образования через Центры территориального доступа, составляет в среднем 55 тыс. руб. в год. Заочное обучение — от 63 тыс. руб. в год. Магистратура — 75 тыс. руб в год.
— Как трансформировалась работа вашего Института за последние несколько лет? Какие новые технологии вы применяете для усовершенствования обучения?
Три года назад мы запустили виртуальную лабораторию, где студенты учатся при помощи VR-технологий. Она воспроизводит условия настоящего производства и оснащена VR-шлемами и контроллерами, имитирующими движения рук в цифровом пространстве. Студенты не всегда могут организовать нужные им исследования из-за высокой стоимости оборудования или реагентов. Мы даем им возможность создать в этой программе компьютерную копию любого лабораторного комплекса мира, а, значит, можно провести и любое исследование. Важно, что таким образом молодежь активно и с интересом включается в обучение с элементами геймификации.
— Как вы помогаете студентам с получением практических навыков, а выпускникам с трудоустройством?
Нашим студентам, в первую очередь, важна практикоориентированность, так как большинство из них совмещают получение высшего образования и работу. Поэтому к обучению мы обязательно привлекаем сотрудников крупных компаний Урала, которые проводят лекции. Преподаватели ИНДО ежегодно проходят стажировки у ведущих работодателей региона. Это необходимо для формирования у них представления о требованиях к специалистам на предприятиях и передачи актуальных знаний и навыков будущим выпускникам ИНДО. Завершив обучение, подавляющее большинство наших выпускников устраивается в крупнейшие компании региона.