С мая 2017 года филиал РИР является единой теплоснабжающей организацией на территории Новоуральского городского округа. Этот статус обязывает ресурсоснабжающую организацию не только поставлять тепло, но и заниматься управлением и диспетчеризацией всей городской системы теплоснабжения.
Диспетчерская служба изначально была создана при отделе главного энергетика Уральского электрохимического комбината, поскольку необходимость в едином координационном центре управления городской системой теплоснабжения была очевидна еще в конце 1980-х годов.
Тогда же на территории ТЭЦ, в непосредственной близости от основных производственных мощностей, было построено отдельное здание, где сконцентрировалась вся технологическая информация о работе системы теплоснабжения. И если главный щит управления ТЭЦ под руководством начальников смен станции можно считать сердцем системы энергообеспечения, то диспетчерская группа филиала РИР — это мозг всей системы теплоснабжения Новоуральска.
Главное - координация и управление
Сегодня в производственном цикле снабжения теплом, электроэнергией и горячей водой задействованы два источника — это ТЭЦ филиала РИР и МУП «Водогрейная котельная», а также три сетевые организации: МУП, УЭХК и ЭХО.
Источники производят ресурс — горячую воду, и подают ее в сети. Основная задача диспетчеров — координировать и выстраивать работу всех задействованных в процессе предприятий так, чтобы система теплоснабжения города работала максимально эффективно и безопасно.
В задачи диспетчерской группы входит корректировка режимов работы теплоэлектроцентрали в зависимости от температурных показателей наружного воздуха.
Сколько котлов и турбин находится в работе, какой температуры теплоноситель будет на выходе с источников подаваться в городские и промышленные трубопроводы — все эти параметры задает именно диспетчер. Выбор эффективного режима работы ТЭЦ с наименьшими затратами ресурсов тоже выполняет диспетчер, а это существенный вклад в снижение роста тарифов для населения и предприятий города.
Случайных людей здесь нет
Каждое рабочее утро директор филиала РИР Александр Климин начинает именно в диспетчерской, где смотрит ведомости, аналитические материалы и слушает доклад сменного диспетчера, как отработала система теплоснабжения за прошедшие сутки.
Работа диспетчера требует не только прочного базиса теоретических знаний, но и большого практического опыта. Умение быстро принимать правильные решения при возникновении аварийных ситуаций, молниеносно обрабатывать большой объем данных и досконально знать всю систему — обязательные требования к кандидатам на должность диспетчера.
Случайных людей в этом подразделении не бывает: таких специалистов «выращивают» прямо на предприятии, годами накачивая практикой, отрабатывая правильные алгоритмы действий.
Сегодня в подразделении — 5 сменных диспетчеров и руководитель группы. Каждый из них — опытный и высококвалифицированный профи, чьи руки круглосуточно на пульте управления системой городского теплоснабжения.
Синоптики, аналитики и экономисты
Диспетчерская группа ведет подробную статистику прогнозов погоды, используя данные нескольких метеослужб и метеостанций. На их основе диспетчер составляет прогнозный температурный график на каждые последующие сутки и по нему выстаивает режим работы ТЭЦ и температуру горячей воды, которая по сетям попадает в краны и батареи жителей.
— Наши прогнозы достаточно точные, поскольку мы ведем аналитику, где сопоставляем прогнозную и фактическую температуру, — объясняет руководитель диспетчерской группы Александр Орлов. — Практически всегда предсказываем верно. Еще мы ежесуточно ведем график расхода подпиточной воды, по которому в ночные часы можно определить утечки и места аварий на трубопроводах. Своевременно передаем эти данные в сетевую организацию, и их ремонтные бригады оперативно могут устранить аварию на трубе, тем самым избежать потерь, разрушения труб и дорожного полотна.
Теплоснабжение в надежных руках
Диспетчер должен быть всегда готов оперативно принять меры. Он знает, как действовать, если, к примеру, произошел прорыв трубы.
Повреждения в системе влияют на работу источников, снижается давление сети, нужно дополнительно загружать оборудование — включать насосы и загружать котлы. От того, какие решения принимает диспетчер и какие команды отдает, зависит скорость ликвидации аварии.
ТЭЦ переведена в управление филиала РИР с 2014 года. За это время в системе теплоснабжения города не допущено ни одной аварийной ситуации. Этот факт — лучшее подтверждение уровня профессионализма специалистов диспетчерской группы.