В Думе разбирались, будут ли у горожан этим летом горячая вода и работающие полотенцесушители.
Сразу скажем: как и в последние два года, летом в нескольких районах Новоуральска запустят циркуляцию горячей воды. И воду можно будет долго не пропускать — она будет реально, а не номинально, горячей.
Но! За эти два года система запуска циркуляции в Новоуральске так и не сформировалась. Поэтому с февраля в администрации НГО эту проблему активно обсуждают со всеми сторонами: «Водогрейной котельной», РИР, УЖК «Новоуральская».
Занялись этим вопросом и депутаты Думы НГО, вынеся его на комиссию по муниципальной собственности и ЖКХ 23 марта. На заседании побывала «Нейва».
Жалоб стало меньше, но затрат — больше
Напомним, согласно мониторингу АО РИР (бывший ОТЭК), за время действия летней циркуляции в 2020 году количество жалоб на низкую температуру горячей воды в Южном, Парковом и Западном районах (где была запущена циркуляция) составило 45.
В то же время в районах, где циркуляции не было (Центральный, Привокзальный, Бунарский), число жалоб перевалило за 700.
При этом «Водогрейная котельная» в письмах в администрацию НГО говорит о существенном росте финансовых потерь, вызванных запусками летней циркуляции в 2019-м и 2020 годах.
Если в 2018-м потери сверх норматива (не учтённые в тарифе) укладывались в 14 млн рублей, то в 2019-м они выросли до 32 млн, а в 2020-м — до 30 млн рублей.
К тому же значительно увеличилось количество времени на аварийный ремонт сетей, которые и без того становятся всё более похожими на решето.
При опрессовках в 2019 году было выявлено 86 повреждений, и окончательно со всеми разобраться удалось лишь в ноябре.
В 2020 году выявили 124 повреждения, и устранять их закончили в декабре.
Есть протоколы, но нет единой позиции
Летняя циркуляция — вещь однозначно хорошая, но пока по ней нет единой позиции между РИР, УЖК «Новоуральская» и «Водогрейной котельной».
Ни в одну из схем теплоснабжения Новоуральска (на основе которых работает та же котельная) она не входит, требует существенных затрат и оттягивает сроки ремонтов.
В «красном доме» с февраля прошёл ряд заседаний, результатом которых стали два протокола.
По последнему из них решено, что: затраты будут оплачены через УКС; «Водогрейная котельная» должна будет к 1 апреля представить свой план мероприятий по летней циркуляции, сопряжённый с ремонтами; РИР, УЖК «Новоуральская» и «Водогрейная котельная» также до 1 апреля должны будут организовать взаимодействие специалистов по разработке плана циркуляции.
Точки же расхождения позиций и стали основным предметом рассмотрения депутатов.
Денег не было, но с ремонтами справились
В ходе своего доклада перед депутатами руководитель «Водогрейной котельной» Дмитрий Черепанов говорил о многом. О том, что дефицит средств приводит к росту повреждений на сетях. Что тарифы, согласуемые РЭК, не всегда позволяют учесть потребности котельной. Что ранее разработанная специалистами котельной схема циркуляции на лето-2021 не устроила УЖК и РИР. Что в прошлом году перед запуском ремонтов РИР не оплатил услуги котельной на 47 млн рублей, а изъял их в счёт погашения задолженности, перешедшей по наследству от «Гортеплосетей». А отсутствие этих денег удлинило срок ремонтов сетей. Что такая позиция, в которой непонятно чего ждать от партнёра, минимум неприятна. Что на период циркуляции выводить в ремонт в первую очередь надо прямую сеть (а не обратную), поскольку она более нагружена и больше подвержена повреждениям.
И, отвечая на вопрос депутатов о возможности бесперебойного обеспечения реально горячей водой в нынешней ситуации, Дмитрий Черепанов пояснил, что таким способом мог бы быть организованный сброс воды в канализацию. То есть когда не жители прогоняют воду, а, например, управляющая компания.
Было время — не верили, но сделали
У руководителя РИР Александра Климина позиция иная. Александр Иванович говорил о том, что в ситуации, когда Новоуральск позиционирует себя «умным городом», сливать воду в канализацию для достижения нужной температуры — это минимум моветон и усиление загрязнения водохранилища.
Что ремонтировать надо в первую очередь обратную сеть, потому что прямая по окончании отопительного сезона остаётся чистой, с уже подготовленной водой, а значит, её и нужно оставлять в циркуляции.
Что если не подавать чистую горячую воду из прямой, то люди постепенно перейдут на электроводонагреватели и это приведёт к постепенному сокращению потребления горячей воды из системы. Что, в свою очередь, приведёт к росту тарифа. Что было время, когда говорилось о невозможности запуска циркуляции, но в итоге уже два сезона она запускается. А значит, ничего невозможного нет.
Хозяйство нужно поднимать, но как?
Примерно так обсуждения шли два с лишним часа. В разной степени напряжённости, с включением цитат из Булгакова. Потом накал страстей спал, хотя так до конца и осталось невыясненным глобальное: как сделать так, чтобы всем было хорошо, а главное — надолго. В смысле, чтобы уже решить проблему горячей воды и работающих полотенцесушителей в домах летом.
К этому моменту депутаты вплотную подошли к пределу, обозначаемому фразой: так сколько вам нужно, чтобы решить вопрос?
На левом фланге депутатских рядов уже неприкрыто мелькала дерзкая мысль о создании целевой программы по модернизации сетевого хозяйства. Аналогичной программе «Дороги НГО», в которую вложили за несколько лет сотни миллионов рублей.
Но с хозяйством оказалось не всё так просто. Одними деньгами его не поднимешь. Тут нужен комплекс мер. А как он выглядит, пока неясно.
В итоге пока выбрали промежуточный вариант: рекомендовали администрации учесть поступившие предложения. А РИР, по предложению комитета по ЖКХ, рекомендовали прекратить практику изъятия денег у котельной, чтобы не получилось, как в прошлом году.
Одним словом, если взять и забыть большую часть написанного выше, остаётся ясный вывод: будет это непросто, но циркуляцию этим летом также запустят.