Вопрос корректировки платы за отопление можно решить в суде.
Рабочая группа под председательством депутата Думы НГО Дмитрия Шадрина всерьёз взялась за проблему «перетопов». В заседании также приняли участие председатели советов МКД.
ПИСЬМА «СЧАСТЬЯ» - 13-Е КВИТАНЦИИ
Напомним, к этой проблеме «Нейва» обращалась дважды: в публикации «Перетоп»: с чего бы это?» (№ 84 от 1.11.2017) мы рассказали о том, как ответы на вопросы о законности начислений пытались найти представители Общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации НГО. С явлением «перетопа» в ноябре прошлого года разбирались депутаты двух постоянных комиссий - по бюджетной политике и по местному самоуправлению и ЖКХ. Речь об этом шла в статье «Анатомия перетопа» (№ 90 от 22.11.2017). Итогом этого совместного заседания и стало решение о создании рабочей группы с участием депутатов и представителей активной общественности.
Стоит сказать, что на заседание участники пришли с документами в руках, чтобы уже вести предметный разговор. И занялись аналитикой в хозяйстве теплоснабжения города. Важно было понять: почему одни дома экономят тепло, а другие его перерасходуют - и возникает тот самый «перетоп», как можно влиять на энергоэффективность дома и все ли для этого делает управляющая компания (УК)?
Как прозвучало на предыдущей встрече, из 678 МКД, находящихся в управлении УЖК «Новоуральская», жители 501 дома получили «13-е квитанции» за отопление. Тем не менее сумма возвратов превысила сумму доначислений: 37 млн 442 тысячи вернулись собственникам 232-х МКД, 31 млн 500 тысяч было доначислено жителям 269-ти домов.
ЗАЧЕМ УЛИЦЫ ОТАПЛИВАЕМ?..
Общественным советом по ЖКХ была проведена большая аналитическая работа. О полученных результатах доложил его сопредседатель Виктор Черных:
«Анализ показал, что среди домов в управлении УЖК «Новоуральская» в лидерах по возвратам - Привокзальный и Южный районы: здесь в домах есть как приборы учета, так и температурные жидкостные терморегуляторы, которые и являются камнем преткновения в системе «перетопов». А по суммам доначислений «отличились» Парковый и Центральный районы: жители старых домов тепло перерасходовали, им пришлось платить больше. А вот по другим УК - «Ассоль», «Домен» и «Атриум» - суммы возвратов и доначислений оказались в 1,5-2 раза ниже. Значит, эти компании должным образом относятся к вопросам регулирования приборов учета».
Практика показала: там, где в доме есть прибор учета, но нет терморегулятора, всегда будет перерасход. И жителям просто навязывают такое количество тепла, которое для них избыточно. Задумайтесь, почему зимой мы живем с открытыми форточками, а батареи буквально укутываем одеялами... А может быть, поставщикам выгодно сплавлять жителям тепло в таких колоссальных объемах - задались вопросом участники заседания. И занялись поиском ответчика: кто, собственно, должен заниматься регулировкой приборов учета?
«НЕДОТОП», «ПЕРЕТОП» - РУКИ В БОК...
Как выяснилось, подрядчиком от УЖК выступает ООО «Управдомэнергосервис». Но работают в организации всего 8 человек. Прямо скажем, недостаточно на почти 700 домов, они попросту физически не справляются. Мало того, по словам Виктора Черных, УЖК вопреки закону не допускает специалистов МУП «Гортеплосети» для сверки показаний приборов учета.
Как рассказала Вера Толстых, председатель совета дома № 2 по улице Чурина, по её мнению, имеют место приписки со стороны УЖК: «Это мы увидели, запросив аналогичные данные в «Гортеплосетях». К нам залезают в карман постоянно, регулярно, а мы ничего сделать не можем, - не скрывая возмущения, сказала Вера Юрьевна. - Кроме того, у нашей УЖК - закономерность: приборы учета выходят из строя, как правило, в конце отопительного сезона, когда потребление тепла - минимальное. Тогда услуги нам считают по среднему нормативу. Приборы учета годами никто не обслуживает. Я это по своему подвалу вижу: все покрылось паутиной».
По поводу регулировки систем отопления свет пролил главный инженер «Гортеплосетей» Андрей Хомяков: «Температура теплоносителя должна быть в пределах плюс 65-75 градусов. Если ниже или выше этих значений (то есть «недотоп» или «перетоп»), управляющая компания обязана приборы регулировать. Если этого не делается, то компенсировать затраты. К слову, раньше один только Южный район обслуживала наша бригада из 11 человек. И на город работали три бригады, которые целенаправленно занимались наладкой систем отопления. Судя по всему, в УЖК такого подразделения нет».
ЕСТЬ АРГУМЕНТ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ В СУД
«Политика УЖК «Новоуральская», мягко говоря, вызывает недоумение, - суммируя прозвучавшие аргументы, выступил Дмитрий Шадрин. - Почему ни депутаты, ни жители от управляющей компании не могут получить внятной информации? Отчего приборы учета выходят из строя в самый «подходящий» для УЖК период? Каким образом возникают разные показания приборов у «Гортеплосетей» и УЖК? И по какому такому закону управляющая самоустранилась от регулировки приборов учета, считая, что раз не может найти слесарей, то это освобождает ее от ответственности?»
Председатель рабочей группы также напомнил, что в каждом договоре управления с УК есть строка о том, что УЖК обязано содержать общедомовые приборы учета в порядке. А те суммы, что выставляются собственникам за «перетопы», - это ущерб жильцов от ненадлежащей работы управляющей компании. «По сути это весомый аргумент для предъявления претензии к УЖК «Новоуральская» или обращения в суд, - заявил Дмитрий Игоревич. - Я сам пройду по всем ступеням судебного спора. В дальнейшем алгоритм действий мы доведем до всех жителей города».