В дело о банкротстве УЖК вступили НУЭСК, Водоканал и Водогрейная котельная.
Каково положение дел дочерних компаний УЖК «Новоуральская»? Какая странная финансовая схема выстроена в холдинге УЖК и что думают о ней в администрации округа? Что во всей этой ситуации делать домам, находящимся на обслуживании УЖК «Новоуральская»? «Нейва» постаралась разобраться в этом, обратившись к документам различных ведомств и пообщавшись с председателем комитета по ЖКХ администрации НГО Антоном Угоденко.
В середине октября, понимая, что мораторий на банкротство, как бы ни хотелось, не продлят, УЖК «Новоуральская» сама на себя подала иск в арбитражный суд. Следом иски на УЖК подали Новоуральская энергосбытовая компания, Водогрейная котельная и Водоканал. В заявлении УЖК «Новоуральская» общая сумма долгов перед различными организациями и предприятиями — почти миллиард рублей. Непосредственно перед муниципальными предприятиями, по данным администрации НГО, — около 800 миллионов рублей.
У руководства УЖК есть мнение: накопленные долги — это из-за неплатежей жителей; к банкротству подтолкнули исполнительные листы, хотя можно было бы идти путём мировых соглашений. Однако, как выяснилось, муниципалитет таким путём пытался идти уже не раз.
— Заключались мировые соглашения, соглашения о рассрочке, которые иногда соблюдались, иногда не очень, а иногда и совсем не соблюдались. Но существенного погашения долга и перспектив его погашения нет и не видно, — подчёркивает председатель комитета по ЖКХ Антон Угоденко.
Вялая работа
Иначе говоря, муниципалитет терпел сколько мог годами. Более того, Водоканал и Водогрейная обязаны были предъявить исполнительные листы с требованиями долга во многом в связи с уходящими сроками исковой давности. Если бы они этого не сделали, то вполне могли бы просто сказать деньгам до свидания и попасть под проверку прокуратуры, выясняющей, почему не был проведён весь комплекс действий по возвращению долгов. А что касается неплатежей жителей, то, во-первых, не вся сумма в миллиарде — долги жителей. Есть, например, долги за потреблённые ресурсы, которые УЖК просто не может предъявить к оплате жителям. Но это проблемы УЖК, а не жителей. И в конце концов перед УЖК «Новоуральская» в полный рост стояла задача качественно работать с должниками, не оплачивающими «коммуналку».
— Но, по всей видимости, эта работа либо не проводилась, либо проводилась вяло, — комментирует вопрос работы с должниками Антон Угоденко. — Лишь в последнее время, наверное, в последние полгода она прямо на глазах активизировалась. Но при этом много долгов ушло за период исковой давности, и маловероятно, что люди их оплатят.
Мутная схема
Ну и в любом случае — это коммерческие риски самого холдинга, в котором ещё и создана сомнительная схема финансовых потоков. И в этой схеме неясно, как будут в дальнейшем выживать дочерние предприятия УЖК. Речь про компанию УКН, с которой жители не связаны никакими договорными отношениями, но именно в эту компанию уходят платежи жителей — десятки миллионов рублей.
— Здесь теряется прозрачность действий УЖК. Что наводит на некие сомнения в добропорядочности и честности. Ведь на самом деле все средства от всех дочерних компаний направляются в УКН. И сколько их потом вернулось обратно в управляющие компании — неизвестно, — констатирует Антон Угоденко.
В этой мутной финансовой схеме у «дочек» уже накопились немалые долги. Месяца не проходит, чтобы РИР или Водоканал не подали иск в арбитраж. Только в один день, 8 ноября, суд принял в работу сразу шесть исков РИР, в которых фигурирует огромная для дочерних предприятий («МКР 20», «Привокзальный плюс», «Парковый район-1» и др.) сумма — свыше 17 миллионов рублей.
И не надо забывать, что по целому ряду предыдущих исков тех же МУПов уже приняты решения о взыскании. По данным администрации НГО на прошлую неделю, из 23 миллионов таких долгов взыскано 6. По оставшимся 17-ти работают приставы. Они уже обязали НРИЦ все деньги, поступающие по дебиторской задолженности «дочек», направлять им в счёт оплаты долгов. Грубо это трактуется так: квартплата, собираемая с жителей, сразу уходит на покрытие долгов по судам. На какие деньги «дочки» собираются обслуживать дома — большой вопрос.
«Дочки» без признаков?
Тем не менее в администрации НГО считают, что по «дочкам» вопрос о банкротстве пока не стоит.
— Да, может быть, мы чего-то не знаем, но пока признаков банкротства у дочерних компаний нет. Конечно, может быть, информация в какой-то степени скрывается, поэтому я не исключаю такую вероятность. Но мы не видим сейчас явных признаков того, что вот через месяц, два, полгода сфера управляющих компаний у нас рухнет. Такого нет. У них не очень большие, по сравнению с УЖК «Новоуральская», не очень критичные и не очень длительные долги, — отмечает Антон Угоденко.
Важно сказать, что процедура банкротства не означает прекращения оказания услуг. УЖК «Новоуральская» обязана будет их оказывать в полной мере до окончания процедуры своего банкротства. Соответственно, их необходимо и оплачивать. Тем не менее, по оценкам администрации НГО, лучшее решение для жителей, дома которых сейчас находятся на обслуживании УЖК «Новоуральская», перейти в иные управляющие компании. Таких домов около 300. Уходить ли в «дочки» или в другие компании — решать жителям.