В преддверии новогодних праздников юбилей отметила главный балетмейстер новоуральского Театра музыки, драмы и комедии Наталья Володькина.
— Наталья Александровна, как начался ваш творческий путь?
— Как и у многих, с самого детства. Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано в родном Томске, но главным увлечением стал все-таки танец: в разных хореографических коллективах я осваивала и классику, и народное направление, и современный танец. Потом преподаватель познакомила меня с руководителем государственного эстрадного ансамбля «Дальний Восток» из Хабаровска, который был у нас на гастролях, и меня неожиданно приняли в состав: в 17 лет я уже умела очень многое, а главное — стремилась учиться.
В это время с ансамблем пришлось много ездить по стране и гастролировать за рубежом, а также заочно учиться в Хабаровском институте культуры на кафедре режиссуры театрализованных представлений. Это моё первое образование, а второе, хореографическое, я получила уже позже, в Гуманитарном университете в Санкт-Петербурге. После Хабаровска я переехала поближе к родному городу, в музыкальный театр закрытого Северска, где репертуар был более разнообразен: танцевала Царь-Девицу в балете «Конек-Горбунок», Кончитту в хореографическом спектакле «Юнона и Авось», и там же я впервые начала работать как хореограф-постановщик.
— Эта школа наверняка пригодилась, когда вы переехали в Новоуральск?
— Разумеется! Театр здесь в середине 90-х переживал интересный период: была эпоха новшеств, разнообразных экспериментов. Однако все новое держалось на прочном фундаменте, заложенном в театре ветеранами. Невозможно было не попасть под обаяние таких мастеров танца, как заслуженный артист России Александр Хорст или балетмейстер театра Тамара Караханова.
Я была поражена и загипнотизирована тем, как детально и филигранно они работают с артистами, оттачивают каждый жест, поворот головы, движение руки, направление взгляда. Но ведь все эти, казалось бы, мелочи и составляют магию танца! Я до сих пор помню и люблю «Мексиканское танго» и «Хризантемы» Александра Хорста и «Танец неразделенной любви» в постановке Тамары Карахановой, концертный номер «Свечи», поставленный хореографом Анной Житковой! И требую сегодня от своих артистов такой же осмысленности жестов и взглядов и проживания танца на сцене!..
— Новоуральский зритель хорошо запомнил вас в моноспектакле «Моя исповедь, или Я — Айседора Дункан». Насколько интересна и необычна была эта работа для вас?
— Приглашение на главную роль со стороны режиссера Валерия Долганова было неожиданным. Сейчас в современных постановках артистам драмы и вокалистам просто необходимо уметь танцевать, а балетным исполнителям — произносить текст, иногда пробовать себя в вокале, но тогда для меня эта постановка стала настоящим шоком и испытанием.
Мне казалось, что это непосильная и невыполнимая задача — безо всякого опыта драматической игры удерживать внимание зрителя на протяжении двух часов с помощью обычных слов и интонаций! Танцевальных фрагментов там было сравнительно немного. Для меня это был эксперимент. Если бы не кропотливая работа Валерия Вадимовича, я вряд ли бы справилась с этой ролью.
— А вскоре вам самой уже пришлось почувствовать себя в качестве постановщика больших спектаклей?
— Да, это огромный опыт и творческая радость — работать с опытными мастерами: это и «Ночь перед Рождеством» с Борисом Лагодой, и «Баядера» с Валерием Долгановым, и «12 стульев» с Василием Вавиловым, и «Труффальдино» с Еленой Кузиной, и многие другие встречи и спектакли. Еще одна из моих любимых работ — спектакль «Серебряное копытце» чудесного режиссера Анастасии Старцевой — получила награду Российской национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин», диплом лауреата «Лучшая работа хореографа-2021». Потихоньку горжусь!
— Как происходит у вас творческий процесс? Что вдохновляет на создание танца?
— Источником вдохновения для меня служит все то, что доставляет мне радость! При постановке хореографии я, конечно, прежде всего исхожу из задач, которые ставит мне режиссер: стараюсь развить его идеи, но в то же время и обогатить их какими-то своими предложениями. Часто вдохновением служит прекрасная музыка или талантливые исполнители — артисты балета, вокалисты. Иногда даже удачно придуманный сценический костюм дает повод добавить какие-то изюминки в хореографию. А еще помогают и вдохновляют замечательные люди, которые работают, нет, преданно служат у нас в театре и являются великолепной творческой командой!
Я счастлива, что в моей судьбе сложилось так: то, чем я больше всего любила заниматься в детстве, во дворе — сочинять движения и складывать из них танец, стало любимым делом всей моей жизни!
Фото из архива ТМДК