Специалисты посетили 51 семью, в которой воспитывается 58 несовершеннолетних.
Шесть часов вечера 27 августа, дежурная часть полиции. Председатель Комиссии по делам несовершеннолетних Галина Николаевна Бронникова оперативно формирует группы по два-три специалиста. «Участковых уполномоченных и сотрудников ОДН — всего шесть человек, капля в море», — сетует Бронникова. Остальные группы укрепляют специалистами УСЗН, представителями центра «Радуга», они опытные.
В нашей группе № 9 — Галина Бронникова и заместитель директора по воспитательной работе лицея № 58 Светлана Лазаренко. Район — Привокзальный, несколько квартир в Южном и Центральном районах, адресов 12… Но нам еще повезло, есть машина. А некоторые группы ходят по разбросанным на карте города адресам ногами. И это после основной работы… Такие вот дела.
Саня
Первый адрес — Горького, 13. Дверь открывает болезненно худой мальчишка Саня.
— Здравствуй, Саша, к школе с мамой все купили?
— Только форму. За тетрадками потом пойдем.
— В школу через три дня, потом — это когда?
— Мама с зарплаты обещала, она на работу устроилась…
Саня общается с комиссией охотно. Рассказывает, до скольки гуляет вечером, что готовит себе есть. Про маму, что она молодец — не пьет много и работает. Мы радуемся, Саня в школу точно придет.
Оля
Едем к девочке Оле. Она учится в шестом классе. У девочки есть проблемы в учебе, в отношениях в семье и в школе, она стоит на учете в КДН за кражу.
Долго-долго звоним в квартиру. Мать не открывает. Все вопросы, не нужна ли помощь по сбору девочки в школу, игнорирует. Педагоги лицея берут адрес Ольги на контроль, перед началом занятий ее снова навестят.
Никита
Следующий адрес — на Мичурина. Дверь нам открывает пожилая ухоженная дама. Приглашает выпить чаю, с оптимизмом и легким смущением рассказывает о внуке Никите: «Да, мы совсем исправились. Не гуляем долго, не грубим, в магазин вот ходит, молодец. А компашку его дурную я на порог не пускаю, нечего им тут...»
Никита тоже вышел, кивнул и снова ушел в свой виртуальный мир… С виду милый домашний парень. Работал в трудовом отряде школы. Полгода назад он в компании совершил кражу. Свое первое наказание уже заслужил. Его навещает сотрудник полиции, в вечернее время гулять ему запрещено…
«Сейчас судьи чаще применяют принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой или средней тяжести. Ему запрещено покидать место жительства в ночной период, он обязан не пропускать занятия в учебном заведении, закончить учебу»
В течение достаточно длительного времени подросток находится под пристальным надзором правоохранительных органов, он знает, что в случае нарушения мер воспитательного воздействия эти меры могут быть отменены и материалы уголовного дела направлены для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Таким образом, проступки не остаются безнаказанными, первый горький урок подростки все же получают!
Шестнадцатилетний Никита — под опекой бабушки. Он для нее — единственное счастье в жизни. А парню очень хочется мужских поступков, недетских и жестких, все дурные парни школы — его кумиры. Жалко Никитку…
«Подучетные» дети в Новоуральске разделены на три группы. Первая — это те, кто находится под наблюдением школы. Вторая категория, состоящая на учете в отделе по делам несовершеннолетних, — это дети, совершившие правонарушения. И последняя группа — дети в социально опасном положении. Это те, кто совсем недавно совершил преступление, здесь же дети, у которых родители устраняются от выполнения обязанностей, вернулись из мест лишения свободы, пьют…
Два школьника из общежития на Победы
Перемещаемся на улицу Победы. Общежитие. Стойкий запах плесени и алкоголя. Длиннющий коридор. Почти на ощупь находим дверь. В маленькую щелку просовывается лицо женщины…
«Откройте, пожалуйста, мы пришли вам помочь!» — произносят члены городской комиссии, и дверь открывается. У Светы четверо детей. Двое школьники. Старший сын учится в НТК, младшему ребенку два года. Готовность к учебе нулевая, форма, канцелярия не куплены, мать чуть не плачет. «Светлана, вы только не расстраивайтесь, приходите к нам, оденем детей и в школу соберем!» С легким сердцем выходим на воздух. «Светлане тяжело, но она хоть двери открывает, таким, как она, хочется помогать», — озвучивает общую мысль Елена Попова, воспитатель колледжа. На следующий день семье переданы ранец, канцелярские принадлежности, которые собрали сотрудники и родители детского сада № 49 «Дом радости» МАДОУ «Гармония».
В ходе рейда в четырех из 12-ти адресов нам не открыли дверь. Иногда ошпаривали отборным матом, угрожали… Вот, кстати, в Южном запомнился такой адресок!
Арсений
Новый дом на Кикоина. На звонок домофона открывает Арсений со словами: «Да, мама дома, проходите, пожалуйста». Звоним в дверь. Мать орет на сына нечеловечески… Минут 15 слушаем отборный мат. В промежутке маминого монолога мальчик произносит: «Ну ты, мать, даешь, они ведь к тебе специально пришли, я в ванную, все, отвянь...»
Постояв у закрытой двери еще минут пять, уходим восвояси… В лифте Галина Бронникова, не скрывая боли и отчаяния, размышляет: «Вот что с такими мамашами делать?! Их даже привлечь за невыполнение родительских обязанностей сложно. Ребенок одет, обут. А то, что школу прогуливает, в Интернете живет сутками, замкнут, не общается со сверстниками, мама проблемой не считает».
Жаль, что подросток оказался в сложной ситуации, испытал неловкость за поведение родителя. И даже в условиях низкой общей культуры семьи ребенок вправе рассчитывать на уважение, достойное человека обращение. В таком случае у педагогов важная задача — привить ребенку навыки уважительного отношения к окружающим.
Очень заметно, что там, где все в семье хорошо, помнят о начале учебного года, ребенку куплены и форма, и школьные принадлежности, участников рейда встречают приветливо, охотно общаются, с педагогами детально обсуждают организационные вопросы. А вот там, где есть проблемы, забыли про детей, в ответ на любое предложение и замечание— наглухо запертые двери или открытая агрессия.
Каковы результаты?
В одной семье родители так и не смогли подготовить детей к школе. Поэтому детям выдали канцелярские принадлежности, два ранца, одежду б/у.
Еще одна семья не подготовила ребенка к школе по уважительной причине: мама была срочно госпитализирована и к началу учебы из больницы не вышла. Ребенку выдали приглашение на благотворительный праздник, где он получил все необходимое для школы.
Всего же материальную помощь оказали сорока детям, находившимся в трудной жизненной ситуации. Праздник, на котором ребята получали подарки для школы, организовал благотворительный фонд «Фонд Новоуральска».