…Они не спали всю ночь.
Надели лучшие кофты, поднимали трубку телефона после первого гудка и распахивали дверь в квартиру, как только звонил домофон.
— Мы думали, это розыгрыш, — осторожно говорили они, пряча радость глубоко в сердце. — Это ведь детям положен Дед Мороз, а нам — не положено.
Они стеснялись, просили не фотографировать, «я так давно не выхожу», улыбались и даже плакали. Такие большие, взрослые дети.
«Мечты невидимых стариков» — так называется всероссийский проект, в котором «Нейва» попросила принять участие горожан. С помощью социальной службы «Оникс» мы нашли пожилых людей, которые живут одни, и попросили их написать письма Деду Морозу.
Просьбы оказались нехитрыми — помимо здоровья оказались нужны сковородки, пледы, постельное белье и книжки.
А потом мы опубликовали эти открытки в своей группе ВКонтакте, где за 40 минут наши сердечные горожане разобрали все подарки и принесли их в редакцию после каникул.
Ну а мы, как и обещали, снарядили наших редакционных Деда Мороза и Снегурочку — Евгения Серебрякова и Алису Буторину, сложили подарки в большой красный мешок и отправились вручать.
— У нее как раз недавно сковородка упала и помялась. Она так расстроилась, — говорит Лена, соцработник, пока Наталья Александровна завороженно разглядывает, как мы распаковываем красивую коробку с лентой.
Она передвигается по квартире на ходунках, но при этом может полить цветы и помыть посуду. А еще Наталья Александровна — добрый и светлый человек. «Наивный, как ребенок, — говорит Лена, — верит в чудеса и радуется каждой мелочи, вот и написали мы с ней открытку».
Наш громогласный Дед на прощание желает «девочке Наташе» доброго здоровья, а Наталья Александровна так и остается на диване, прижав к груди заветную сковородку — случаются же чудеса!
— Я сегодня что-то совсем ничего не вижу, с утра плачу, — невесело встречает нас на следующем адресе Нина Дмитриевна. — Сын опять уезжает на вахту, остаюсь совсем одна. Соцработник будет приходить, конечно, как дочка она мне. Вы уж меня не снимайте, меня многие знают, я очень стесняюсь.
Нина Дмитриевна 30 лет проработала на комбинате, шила, вязала, а как плохо стало с глазами, все пришлось отложить.
— Спасибо сердечное передайте тому, кто подарок собирал! За тепло и внимание.
На Сергея Дудина мы несем две пары постельного белья — подарок горожан. Оказалось, надо было три прихватывать.
«Мы тут втроем живем — сын, муж лежачий, все инвалиды, — со вздохом говорит Алевтина Аркадьевна. — Когда писали письмо Деду Морозу, думали — шутка. Просто постельное у нас больной вопрос — ходить-то совсем не можем. Даже и не думали, что такое может быть! И не мечтали даже!»
…В квартире Надежды Александровны от книг тесно. Они везде — в шкафах, на книжных полках, в коридоре. Они — самые близкие ее друзья. В свои 86 она просит у Деда Мороза сертификат в книжный магазин, читает Сапфо и учит стихи наизусть.
Она не видит, но в очках и с лупой переписывает тексты из книг на бумагу. Муж давно умер, а дочка далеко. В прошлом году случился инфаркт: реанимация, кардиология...
Надежда Александровна — одна из первых детей Новоуральска, тех, кто ходил в самую первую школу, когда та еще была бараком и учительница была одна на всех — Федосья Яковлевна Рубина. Она помнит своих одноклассников поименно — Эля Красильникова, Лена Зальцберг, Рая Трикоз, Ванька Толокно. Жив ли кто из них, спрашивает она, как было бы хорошо повидаться…
…Мы уходим. Каждый на прощание обнимается с Дедом Морозом — кому расскажи, не поверят. Правда, и рассказать-то особенно некому. И это — то больное, о котором они никому не скажут. Но — надо жить. Вдох — выдох. И как-то надеяться на лучшее. И пытаться найти радость в простых вещах, которые особенно пронзительны на закате...
Редакция «Нейвы» благодарит горожан и предпринимателя Сергея Кокорина, которые накануне Нового года стали немножко волшебниками и помогли другим поверить в то, что чудеса иногда случаются.
Если в вашем подъезде или доме живет одинокий человек — не пробегайте мимо. Возможно, вы тоже можете стать волшебником. Или хотя бы человеком, с которым можно перекинуться парой слов.
Если вы сами одиноки — позвоните нам. Мы что-нибудь придумаем. Обязательно.