Советы дает медицинский психолог Никита Романов.
Медицинский психолог филиала Свердловской областной клинической психиатрической больницы — клиники неврозов «Сосновый бор» Никита РОМАНОВ рассказал, как помочь выпускникам пережить неудачу.
— Какие эмоции испытывают выпускники, если результаты ЕГЭ не оправдали их ожиданий?
— Если сводить всё к четырём базовым: гнев, страх, печаль, радость, то на первый план, безусловно, выходят страх и гнев. Невероятный эмоциональный перегруз и страх наказания, критики со стороны родственников могут завести подростка в глухой тупик. Добавьте к этому гремучую смесь из пошатнувшейся самооценки, сильного чувства вины (её часто невольно подкрепляют родители) и ощущения появившейся пустоты на фоне рухнувших надежд, и на выходе мы имеем глубочайшую рану в психике ребёнка.
— Как ребятам справиться с этим?
— Какими бы ни были результаты ЕГЭ — это не конец света. Не катастрофизируйте! Мир не рухнул: вы всё так же умны, талантливы и любимы. Солнце жёлтое, а трава — зелёная. Постарайтесь восполнить потраченный ресурс и восстановиться: прогулка в парке, покупка нового худи, поход на маникюр — выбирайте то, что подарит вам приятные эмоции. Максимально важны дополнительные точки опоры: помимо учёбы есть друзья, родители, музыка в наушниках и лайки в социальных сетях. Не стоит радугу превращать в монохром.
— Могут ли родители помочь детям справиться?
— Конечно. Старайтесь избегать резкой и негативной критики, продемонстрируйте свою безусловную любовь и принятие. Вы расстроены из-за низкой оценки, но это лишь ваши ожидания, и ребёнок не обязан их оправдывать. В спокойной обстановке и без истерик составьте подробный план того, как пошагово (с вашей поддержкой) он залечит эмоциональные раны и качественно подготовится к последующим экзаменам.
— Какие навыки могут помочь в достижении цели?
— Самодисциплина и умение организовывать себя. Это не про 300 отжиманий утром, а про умение выстраивать приоритеты (что первостепенно, а что можно отложить), режим труда и отдыха (что очень важно), осознание личных эмоций, целей и желания.
Внутренний баланс, принятие своих как «позитивных», так и «негативных» качеств. Умение переключаться, где-то быть сильным, а где-то слабым. Это про многогранность и адаптивность.
Умение быть собой. Если ваши цели не разрушают вас, не вредят окружающим и не противоречат законодательству РФ, то все они хорошие.
— Какие ресурсы доступны подросткам, испытывающим стресс из-за экзаменов?
— В качестве экстренной и доступной помощи можно обратиться к специалистам Областного круглосуточного анонимного телефона доверия для детей, подростков и родителей 8-800-300-83-83.