
Василиса Сусарина - новый учитель русского языка и литературы в гимназии. В этом году она окончила бакалавриат и провела первый в своей жизни День знаний в качестве учителя.
Интересно узнать, с какими мыслями она начнет свой первый учительский год? Каково это, из студентки превратиться в учительницу? Что заставило нашу героиню выбрать одну из самых сложных профессий? Выясняем вместе.
— Василиса Игоревна, вопрос сразу в лоб: с детства мечтали стать учителем?
— А вот и нет! Начиная с шестилетнего возраста мечтала быть врачом, обязательно хирургом. Однажды на юге я сломала руку, и бодрый доктор, наложив гипс, произнес: «Даже если самолет упадет, твой гипс не пострадает!» Люди, спасающие жизни, для меня были почти богами… И вплоть до 10-го класса я видела себя хирургом. Но потом начали происходить почти мистические вещи, даже из утюга я слышала, что медицина — не мое! Теперь кажется, что тяжелее всего признаться самой себе, что мечта не всегда связана с реальностью, и сделать осознанный выбор.
— Кто-то помогал принять это важное решение?
— Если намекаете на родителей, то нет. Мама у меня очень мужественный человек, ей было важно, чтобы я сама сделала шаг, мы доверяем друг другу… Помогли, скорее, внутренние ощущения, внутренний голос. Хотя, если говорить откровенно, я действительно из учительской среды. Мама — учитель английского, одна из бабушек тоже учитель. Плюс ко всему у меня на пути встречались самые прекрасные в мире примеры учительства. Перефразируя классика: «Нас не учили понемногу. Учили лучшие, не как-нибудь!»

— Назовите самых-самых…
— Это такой учительский букет, очень символично перед первым сентября. «Началка» у меня связана со школой № 48. Моя первая учительница Алла Николаевна Фирсанова — пример мудрой любви, затем Светлана Александровна Рябинина — ах, как великолепно она читала стихи!
Потом я перешла в гимназию, и меня окружали Лариса Александровна Кисельникова (о таких говорят: учитель от Бога), Эдуард Алексеевич Петросян. Что о нем можно сказать? Он прекрасен! Пример волевого и неутомимого директора — Людмила Олеговна Пухарева.
И еще хочу сказать об одной личности. Когда я выпускалась из школы, только-только в качестве допуска к ЕГЭ вводилось декабрьское сочинение по литературе. Нас к нему готовила Галина Михайловна Новикова, наверное, это и был переломный момент в моей судьбе. Позже я наблюдала, как Галина Михайловна общается с детьми, это когда я уже пришла на практику в гимназию студенткой филфака и училась работать. Это был по-настоящему бесценный опыт.
— То есть практику вы тоже проходили в гимназии? Что вам показалось самым сложным на этом этапе?
— Я поняла, что со старшеклассниками чуть легче быть откровенной. Мы с ними мыслим одними категориями. Со средним звеном лично мне сложнее. Хочется пошутить, немного ослабить обстановку, но их тяжело вернуть в рабочий процесс, у них тяжелее переключаются внутренние режимы. И да, они еще дети, не все шутки воспринимают как шутки. Из плюсов — доверчивость, открытость, их легко влюбить в свой предмет, если найти подход.
— Хорошо, о сложностях поговорили, а что самое прекрасное в педагогике, по-вашему?
— Литература по факту изучает личность человека в различные временные отрезки… Мне самой это безумно интересно. Обожаю Чехова, причем именно его пьесы, в них он особенный. Мы были с родителями в музее Чехова в Ялте, там есть экспозиция его портретов. На портретах читается его взгляд — он так меняется с возрастом, просто удивительно… Это наглядный пример взросления личности. Так вот, к чему я веду? На примере наших классиков и бессмертных их произведений легче объяснять детям какие-то важные жизненные вещи, чем на примере равнобедренных треугольников, например… Хотя дорогому Эдуарду Алексеевичу Петросяну удается это сделать и на математике, но он мэтр, безусловно!
— У журналистов есть принцип в работе: «Не наследи!». А какой главный принцип должен быть у учителя, как думаете?
— Сложный вопрос, сразу много мыслей родилось. Не брать на себя слишком много внутренних обязательств, но и не расслабляться, выполнять свою работу на 101 процент! Никогда никому не верить, что учитель, как сейчас говорят, только оказывает услугу, это неправда! Ну и, пожалуй, главное — наполнять свою душу для того, чтобы наполнять своих детей на уроке. Как только учитель перестает быть личностью, дети теряют к нему интерес… Вот как-то так в совокупности.
— Классное руководство возьмете, если предложат?
— Не возьму, не доросла. В 22 года вдруг получить 27 детишек… Не-ет, не сдюжу пока, буду учиться! У меня впереди магистратура, я еще студентка.
— Василиса Игоревна, что пожелаете себе и коллегам перед началом нового учебного года?
— Себе, коллегам и всем-всем желаю оптимизма! Новизны ощущения мира и себя, больших и маленьких открытий, любопытных, простите, любознательных детей… Кстати, не верьте и тому, что дети разучились читать. Они от рождения, я уверена, это любят! Если в детстве им читать вслух сказки, а перед школой приключения Электроника, например, они не разлюбят книгу. Но это уже приветик нашим родителям! Вы читаете — они читают, это закономерность.