Первый раз в первый класс пришёл в этом году в школу деревни Починок учитель начальных классов Илья ШИМАНОВСКИЙ.
Ровно месяц прошёл с того момента, как учитель переступил порог деревенской школы. Вписался ли он в свою непростую роль? Удалось ли наладить контакт с учениками? И главное, не пожалел ли молодой педагог о своём решении посвятить жизнь детям? Об этом мы спросили у него в канун Дня учителя.
— Илья Александрович, мужчины-учителя, тем более в начальной школе, — это же просто бриллианты, их не то что в Новоуральске, по всей стране единицы. Что заставило вас сделать этот мужественный поступок, стать учителем?
— Жизнь, наверное, подвела к этому решению. Меня всегда привлекала биология, география — красота и полнота мира. Мне хотелось работать с людьми, не с бумагами, но я долго выбирал между врачом, инженером или учителем биологии…
— А в детстве кем мечтали стать?
— Пенсионером. Он дома сидит, и ему пенсию приносят, в начальной школе мне это казалось очень круто (смеется)!
— Как отнеслись родители к вашему выбору, в семье учителей нет?
— Родители начиная с 7 класса мне твердили, что нужно определяться с выбором в жизни. Для них это должно быть именно так — один раз на всю жизнь. Когда я решил стать учителем, поддержали. Мои бабушки были учителями, и тоже, кстати, сельскими. Они живы, говорят, звони — научим, поможем… В выборе профессии немалую роль также сыграли и учителя моей родной школы № 57. Я советовался с ними, бывал на уроках в «началке», еще когда в старших классах учился. И именно тогда я понял, что с маленькими учениками интереснее всего, они открыты, наивны, они готовы горы сворачивать, ну, большинство. И у тебя есть все шансы стать для них героем, авторитетом…
— Второе сентября не разубедило вас в этом стремлении?
— Нет, но каждый новый день без сюрпризов не обходится! Третьего сентября один мальчишка качался на стуле, и упал... Пока я его в медкабинет водил, в классе царила тишина, качаться, кстати, перестали… Бывает, они в спешке меня Ильей назовут, но извиняются сразу. Вообще, деревенская детвора — они совсем другие, они очень отзывчивы на доброе отношение и искренние, как в хорошем, так и в плохом…
— Вы именно поэтому в деревенскую школу пошли трудиться?
— Так совпало, был нужен учитель в Починке, но я очень рад. Здесь не только дети, но и учителя всегда готовы помочь, поделиться опытом.
— А с родителями деревенскими не тяжело?
— Да, родители разные, есть такие, которым бы самим еще учиться и учиться… Но на первом собрании мы нашли общий язык, и после каждый подошел, познакомился лично и о своем ребенке все особенности здоровья или психологические проблемы по-честному рассказал. Я думаю, в деревне учителя и у родителей в большем авторитете, чем в городе. Считаю, мне повезло.
— Илья Александрович, в первом классе оценки не ставят. Как мотивируете своих учеников трудиться, не лениться?
— Во-первых, хвалю. Даже если он вчера на двойку в прописи поработал, а сегодня на двойку с плюсом, я говорю, что он молодец, есть прогресс. На переменках с теми, кому особенно трудно учеба дается, мы работаем дополнительно. А еще за успехи я выдаю жетончики. За три можно маленькую наклейку получить, за пять — большую, а за девять — просто нереальную! Заметил, что они не только пыхтеть над тетрадями усерднее стали, но и начали думать: как быть, сразу награду забрать или подкопить на большую наклейку? Значит, затея моя работает!
— А тема «любимчиков» не про вас?
— В учительской среде ходит бородатый анекдот: не верьте, что у учителей есть «любимчики», все дети им надоели одинаково (смеется). Конечно, это не так! Злобным и стрессонеустойчивым людям в школе делать нечего, но «любимчики» — несовременно, не наши методы, как говорят. Тот ребенок, которому ты уделяешь больше времени, отдаешь больше сил, даже если он не отличник, очень дорог, и ты радуешься за его успехи, за него как за самого любимого…
— Илья, вам 21 год. Сами ещё недавно за партой сидели. Расскажите, чем увлекаетесь, как любите отдыхать после трудной работы?
— Играю в компьютерные игры. Увлекаюсь с детства бумажным моделированием и легоконструированием. И мне это все очень в школе пригодилось, даже игры! Если слышу, как парни «игрушки» компьютерные обсуждают, включаюсь в диалог. Иногда говорю, плохая игра — завязывай! Иногда рассказываю, как звание герою в игре поднять — смотрят восторженно! А конструированием занимаемся в кружке, у меня уже стеллаж в кабинете заполнился бумажными шедеврами ребят. Думаю выставку в школе организовать, повысить их мотивацию…
— Чувствуете, что учитель — дело жизни?
— Учительство, дети? Да, я не люблю бросать начатое или обманывать надежды. Сейчас продолжаю учиться в вузе, буду еще и логопедом. Я, конечно, не могу дать гарантий даже себе, что всю жизнь буду учить детей в этой школе, но на десять ближайших лет меня, похоже, затянуло. Не скучно с ними, на переменах облепляют меня со всех сторон, общаемся. Я даже не знал, что будет все так не по шаблону весело!