Чрезвычайные ситуации являются причиной стресса не только для непосредственных участников событий, но и для тех, кто эмоционально реагирует на тревожную информацию. Прежде всего детей, чья психика особенно уязвима.
Родители и другие значимые для ребёнка взрослые играют важную роль в обсуждении этих событий, чтобы помочь ему понять свои эмоции и чувства, чувствовать себя в безопасности. Как тактично и корректно обсудить с детьми теракты и другие трагические события, рассказал детский психолог, заведующий Свердловским областным центром психологической поддержки детям и подросткам Кирилл Бахарев.
— Кирилл Сергеевич, недавняя трагедия в Подмосковье вызвала закономерное беспокойство у родителей. Прошлую неделю многие школьники провели на каникулах, на этой неделе они вернулись за парты. Уместно ли обсуждать с ребенком эти события, учитывая, что в школе дети наверняка будут это делать?
— Если сын или дочка задают вопросы, не уходите от темы. Перед началом разговора важно сохранить спокойствие и быть эмоционально открытым: это поможет создать атмосферу доверия и комфорта, когда ребенок максимально свободно выразит свои чувства и эмоции, что является главной задачей в данном случае.
Если открытый разговор с ребенком невозможен, скажем, он довольно замкнут, в этом случае используйте игры, рисование, другие творческие способы, чтобы раскрыть его внутренние переживания. Поддержите его эмоциональные реакции, дайте понять, что его чувства важны и правильны.
Говорите с детьми на доступном им языке, объясняйте сложные темы просто и понятно. Обращайте внимание на эмоциональные реакции при обсуждении чрезвычайных ситуаций, чтобы не усугубить состояние ребёнка.
— Многим детям свойственно переносить происходящее на себя, и это усиливает страх. Как родители могут успокоить ребёнка?
— Обязательно расскажите, какие меры безопасности были приняты в чрезвычайной ситуации. Объясните, что делается для защиты и как ваша семья может подготовиться к подобным происшествия. Если в первые дни после психотравмирующих событий важно оформить переживания, сформулировать их, переосмыслить, то впоследствии уместно обговорить произошедшее с практической стороны, разработать план действий на случай форс-мажора.
Вовлеките ребёнка в создание такого алгоритма, напомните о значимости ориентации в пространстве, обсудите, что можно сделать и где искать помощь, чтобы дать маленькому человечку, который чувствует себя беспомощным перед лицом потенциальной угрозы, больше контроля над ситуацией.
— Какой положительный опыт можно вынести из непредвиденных ситуаций? Чему важно научить ребёнка?
— Стрессовые и экстремальные ситуации объединяют людей. Это очень важный момент, который позволяет снизить панику и беспокойство. Взаимовыручка, поддержка, сопереживание, ответственность, зрелые решения — вот то, что мы видим в обществе после трагедии. Важно заверить ребёнка в том, что он не одинок, что мир не рухнул, а, напротив, стал более цельным.
Отмечу, что рефлексии могут быть не одномоментными, а растянутыми во времени. Поэтому и после разговора поддерживайте ребёнка эмоционально. Слушайте его, вместе обсуждайте возникающие реакции, помогайте справляться с ними.
Также стоит отказаться от просмотра новостных ресурсов и ограничить информационный поток. Доносите до ребёнка суть событий максимально спокойно, как факт. Делайте акцент на том, что профессионалы со всем разберутся, а у нас всё хорошо, мы вместе.
Напоминаем, что на территории Свердловской области действует круглосуточный анонимный телефон доверия и психологической помощи для детей, подростков и родителей — 8-800-300-83-83.
Все звонки, в том числе междугородние в пределах Свердловской области, бесплатны.