Рабочая группа, созданная главой НГО Вячеславом Тюменцевым, продолжает разбираться в причинах ненормально больших сумм доплаты за отопление в домах с общедомовыми приборами учёта (ОДПУ).
Ко второму заседанию, 7 апреля, комитет по ЖКХ сформулировал методику проверки правильности начисления доплаты. В первый анализ взяли 25 домов. Но как только стала понятна методика, возникла проблема получения ключевых данных. Как пояснил председатель комитета по ЖКХ Антон Угоденко, ни РИР, ни УЖК «Новоуральская» на момент заседания так и не предоставили суточные ведомости потребления домами тепла за трёхлетний период. По данным «Нейвы» на 12 апреля, ведомости до сих пор не предоставлены.
Тем не менее из предварительного анализа имеющихся данных ясно, что в домах, где прибор не был введён в учёт в сентябре-ноябре, вероятность получения доплат выше, а там, где он отсутствовал в декабре-феврале, вероятность ниже, и там будут, скорее, возвраты денег жителям. Ясно также, что в период отсутствия ОДПУ дом по документам может вдруг начинать потреблять тепла больше, чем по проекту. Это, кроме прочего, заставляет думать об отсутствии регулировки системы отопления.
Также в ходе заседания стало понятно, что сложно говорить о наличии ясной и однозначной логики в перерасчётах за тепло. Она, может, и есть, но ощущение, что скрыта от посторонних. А апелляции к более холодной зиме — лишь один из факторов и не самый значимый. Также стало ясно, что у УЖК «Новоуральская» есть ошибки в цифрах, из-за которых весь период дому насчитывалась одна сумма. А когда ошибка или якобы ошибка выявлялась, дом был вынужден доплатить.
Депутат Дмитрий Шадрин объяснил, что уже сейчас ничего не мешает жителям выходить с групповыми исками о нарушении прав потребителей к управляющей компании по домам, где приборы учёта тепла не работали более 90 дней. Суть в том, что в договоре управления УЖК «Новоуральская» ясно обозначен срок поверки и ремонта ОДПУ — не более 90 дней. А значит, что выход за срок и последующее начисление платы за тепло не по прибору является нарушением прав потребителя.
Но каким путём идти юридически правильнее и эффективнее, станет понятно, только когда на руках у группы будут все документы и появится полный анализ правильности начислений. Вячеслав Тюменцев подчеркнул, что к проверке готовы присоединиться не только Госжилинспекция, но и областной институт энергосбережения.