Нехватка кадров и техники, вал предписаний по дворам управляющей компании, отсутствие графиков уборки, проблемы с запчастями…
На прошедшем 21 декабря заседании штаба по снегоуборке территорий НГО рассматривали текущую ситуацию на улицах и во дворах. В итоге сформулировали целый перечень проблем, часть из которых не решается годами.
За время с начала сезона и по 21 декабря Дорожно-коммунальная служба вывезла с улиц города 22,7 тысячи кубометров снега. Это в два раза больше, чем за тот же период 2021 года. Здесь стоит добавить, что в преддверии зимы перед ДКС была поставлена задача не накапливать снег и вывозить его максимально быстро. Что они и делают. Как и прежде, во время снегопадов сразу берутся за очистку дорог 1 категории (с автобусными маршрутами). Затем переходят к второстепенным путям.
Дороги или тротуары?
В ходе заседания общественники обратили внимание ДКС на явную необходимость включить улицы Герцена, Цеткин и Белинского в первоочередную очистку, поскольку на зиму изменена схема движения транспорта. Также обратили внимание на то, что валы, образующиеся на выездах после прохождения уборочной техники, надо убирать сразу, а не через пару дней, как это было после снегопада 18-19 декабря.
ДКС, собственно, так и делает, но обстоятельства вносят коррективы. В дни после снегопада трое трактористов находились на больничном, и нужно было решать, направлять тракторы на уборку валов вслед за тяжёлой техникой или параллельно чистить тротуары. Логично выбрали тротуары, поскольку думать нужно не только об удобствах автомобилистов, но и о пешеходах.
Запчасть или штраф?
Но основная головная боль ДКС — запчасти. Их и в прошлые годы долго поставляли, а сейчас и вовсе сплошные проблемы. ДКС как муниципал обязана закупать запчасти через аукционы. Но сегодня сломаны прежние логистические цепочки, и цены растут не по дням, а по часам.
Как подчеркнул руководитель ДКС Антон Белекеев, поставщикам сейчас зачастую выгоднее отказаться от выполнения контракта и заплатить за это штраф, чем поставлять себе в убыток. Из-за этого отдельные машины бывают в простое.
Даже в самом беспроблемном варианте дожидаться запчасть нужно не менее полутора-двух месяцев. Благо, что автопарк стал существенно больше в последние два-три года и одному сломавшемуся трактору на замену всегда найдётся другой.
С объявлением или без?
Во всей этой ситуации ДКС выглядит идеально по сравнению с УЖК «Новоуральская» и «УправдомАвто», у которых нет госзакупок, но очистка дворов ведётся намного хуже. К моменту заседания у УЖК на руках были предписания по уборке 173 дворов! Из них выполнено 127.
Но зачастую это происходит так: внезапно, без объявления на подъездах, во дворе появляется трактор и убирает там, где не стоят машины. Так было после снегопада, например, на Корнилова, 7 и Ленина, 132. В наличии у холдинга сейчас 17 единиц техники, и до 6-ти они привлекают от сторонних организаций — «Рукор», «МСК» и др. Штат дворников укомплектован.
А вот программа «Домашний дворник», заявленная года три назад как прогрессивная, сдувается. Из 52 дворников осталось 25.
Три дня или двадцать?
Как пояснила представитель УЖК, в среднем в день очищают дворы у 32 домов. В приоритете — выполнение предписаний. Но принцип «если бы нас не отвлекали предписаниями, мы бы всё по плану почистили» не работает, поскольку, во-первых, плана-графика даже на момент заседания у УЖК не было. А во-вторых, простая арифметика, как посчитали члены штаба, показывает, что до отдельных домов с очисткой дойдут только через три недели после снегопада: разделите 700 с лишним домов холдинга на 32 двора в день.
— Вы предполагаете, что счастье до кого-то дойдёт только на 20 день?! — задал представителю УЖК логичный вопрос председатель комитета по ЖКХ Антон Угоденко.
— Но возможностей сделать больше, чем вот этими 17 единицами, у нас нет.
— Так увеличивайте количество единиц! У вас отсюда и столько предписаний! 20 дней ведь никто терпеть не будет, будут звонить и жаловаться. Мы все силы ДКС бросаем, чтобы за 2-3 дня почистить, а тут 20 дней не чищено, и вы считаете это в порядке вещей!
— Не считаю.
График или «так сойдёт»?
В итоге констатировали, что УЖК не справляется. Но констатируют так не первый год, и не первый год ничего не меняется.
— В течение нескольких лет поднимается вопрос и об увеличении кратности очистки дворов, чтобы УЖК выходила на собрания жильцов и предлагала увеличить количество снегоуборок в сезон и включать в тариф ещё и вывоз снега. Но много лет компания не выполняет это поручение штаба и комиссии по БДД, — подчеркнула главный специалист группы по жилищному фонду и благоустройству территорий комитета по ЖКХ Инна Чувардина. — Не выходят и не объясняют жителям, что и сколько может стоить, а просто проводят заочный опрос с вопросом «готовы ли вы платить дополнительные деньги».
Напомним, что сейчас по договорам УЖК предусмотрена лишь двухразовая очистка двора за зиму, а вывоз снега и вовсе не предусмотрен. Отсюда к концу сезона во дворах вырастают горы счищенного снега, которые грязью и противогололёдными материалами оседают весной на газонах. Экономисты управляющей компании «ОКС» по просьбе штаба взялись просчитать, сколько может стоить увеличение снегоуборки до четырех раз за сезон. Просчитывают два варианта: по маленьким домам и по домам, в которых порядка 200 квартир.