Весной 2023-го многие новоуральцы, видимо, опять доплатят за тепло. Причина — неработающие общедомовые приборы учёта.
Прошлой весной Новоуральск очередной раз всколыхнула тема больших доплат за отопление. Коснулось это 383 домов, а общая сумма доплаты с жильцов оказалась в пределах 55 млн рублей. Доплаты напрямую связаны с работой общедомовых приборов учёта, находящихся в обслуживании УЖК «Новоуральская».
Проблема в том, что много приборов месяцами находятся в поверках и не включены в систему учёта. Это приводит к тому, что расчёт полученного тепла проводится по нормативу или по среднему, но не по факту. Чтобы разобраться в проблеме, в администрации была создана рабочая группа, но пока никаких окончательных выводов не представлено.
Сейчас — новый отопительный сезон. Однако, по данным «Водогрейной котельной» уже за октябрь 2022-го, когда прошло больше месяца с запуска отопления, в 92 домах отопление вновь рассчитывали по нормативу, поскольку приборы не были введены в коммерческий учёт. 36 домов из этого числа — на обслуживании в УЖК «Новоуральская». 53 — на обслуживании дочерних компаний УЖК «Новоуральская»: «Западный район-1», «Бунарский район-1», «МКР 20», «Парковый район-1», «Привокзальный плюс», «Центральный». 3 — у компаний «Ареал» и «Новая».
В начале ноября «Водогрейная котельная» направила подробное письмо с описанием ситуации в администрацию и Думу НГО, а также в УЖК «Новоуральская» и филиал АО «РИР». В нём, в частности, сказано: «АО «РИР» не проводит эффективную работу с управляющими компаниями и, соответственно, не требует поддержания узла учёта в работоспособном состоянии, приняв в работу лишь контур отопления, либо контур ГВС. По данной причине управляющие компании не спешат что-либо предпринять, и жителям этих домов предъявляются счета за тепловой ресурс, исчисленный расчётным методом…
АО «РИР» уведомлял письмом… всех потребителей о принятии единого акта на отопление и горячее водоснабжение, но по непонятной причине не урегулировал данный вопрос с единственной управляющей компанией — УЖК «Новоуральская». Такой подход противоречит действующему законодательству и решению Арбитражного суда Свердловской области по делу № А 60-8477/2022 от 29.07.2022».
— Управляющая компания винит «Водогрейную котельную», что не было циркуляции и они не могли поставить и провести наработку приборов. Отчасти это так, но только отчасти, потому что на ряде домов можно было своевременно заменить приборы, провести проверку и наработку. А на части можно было принять иные меры. Но, к сожалению, ни управляющая компания, ни РИР не приняли всех мер, чтобы с сентября (с момента запуска отопления — Прим. авт.) все приборы у нас работали, — подчеркнул «Нейве» председатель комитета по ЖКХ Антон Угоденко.
— Очень вероятно, что весной 2023 года многие дома снова получат доборы за отопление, которые вызваны неработоспособностью приборов учёта более 3 месяцев, — констатировал 13 декабря на думской комиссии по ЖКХ её председатель Олег Елистратов.
Здесь же надо сказать и о мере ответственности, которую несёт РИР и которую подтверждают решения судов. Ещё летом минувшего года в Госжилинспекцию обратился житель Чурина, 12/1 с претензией, что в доме был неисправен общедомовой прибор учёта тепла с сентября 2021-го по март 2022-го. Полгода!
Госжилинспекция провела проверку и установила нарушение РИРом требований ч. 12 ст. 13 ФЗ-261 «Об энергосбережении...».
РИР обратился в суд с заявлением о том, чтобы признать проверку недействительной, но суд отказал. Более того, среди прочего суд подчеркнул, что «ресурсоснабжающие организации, при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета, и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета».
РИР пошёл дальше и обжаловал решение суда выше. Но и 17-й Арбитражный апелляционный суд оставил решение в силе, отказав РИР в удовлетворении.
О чём всё это может говорить? О том, что если управляющая компания не провела соответствующих мероприятий по прибору, то сделать это должен РИР. Причём сделать не позднее чем в течение двух месяцев с момента выявления неработающего общедомового прибора учёта.