Опять корректировка?
В конце марта новоуральцы, обратившиеся в кассы НРИЦ для оплаты коммунальных услуг, или те, кто только получил расчетные листки, вновь вспомнили слово «корректировка». Очередной перерасчет платы за отопление с наступлением весны вызвал недовольство горожан. Вопрос коснулся тех, кто оплачивает потребление тепла по показаниям общедомовых приборов учета — ОДПУ.
Давайте разберемся, что это за явление такое — «корректировка платы»? Выдумка ли это РИР и способ обогатиться за счет жителей? Или же требование действующего законодательства и мера снятия финансовой нагрузки с самых материально уязвимых горожан?
Плюс на минус
Новоуральск платит за тепло круглогодично. Еще в далеком 2009 году город перешел на двенадцатимесячный цикл равномерной оплаты отопления. Плюс этого способа оплаты — вся сумма за отопительный сезон распределяется по месяцам, и в зимние холодные месяцы не приходится выкладывать за отопление большие суммы, можно планировать свой бюджет. Особенность такого подхода в том, что корректировка по фактическому потреблению является неизбежной и обязательной. Она проводится в первом квартале следующего года. Это требование действующего законодательства, а не инициатива РИР.
Каждый дом платит по потреблению предыдущего года: в 2020 году по показаниям ОДПУ дом потребил сколько-то тепла, эта сумма делится на 12 частей — и жителям выставляются ежемесячные счета в 2021 году. В марте 2022 года подсчитывается фактическое потребление за 2021 год, оно не совпадет с предыдущим усредненным расчетом. Отсюда и корректировка. Она может быть как в пользу жителей, так и в пользу поставщика тепла. И начисляется, строго исходя из разницы между средним и фактическим потреблением.
Покажем на примере. В марте 2021 года в результате корректировки жителям вернули деньги на общую сумму 58 миллионов рублей. Потому что 2020 год (с января по декабрь) был теплее, чем 2019-й. Фактическое потребление большинства многоквартирных домов оказалось ниже среднего потребления, установленного на 2020 год, и перерасчет был сделан в пользу жителей. В этом году, наоборот, перерасчет будет в пользу РИР: 2021 год (с января по декабрь), к сожалению, оказался более холодным, чем 2020 год, и фактическое потребление большинства домов превысило среднее потребление, по которому взималась плата в течение 2021 года.
«Перетопы» и нормативы
РИР публиковал во всех СМИ и городских пабликах в соцсетях сравнительные температурные графики отопительных периодов 2020 и 2021 годов. Факты таковы: в 2021 году в среднем в месяц было холоднее на 2,2 градуса.
В соцсетях спорят: говорят, что в квартире было слишком холодно или, наоборот, слишком жарко. Но проблему «жарко-холодно» решает не РИР, а управляющая компания. Горячая вода, поступающая в многоквартирный дом по магистральным трубопроводам, распределяется по внутренним сетям в зависимости от настроек внутридомовой системы отопления.
А с производственного комплекса ТЭЦ, где производится и откуда поступает горячая вода (теплоноситель), ресурс отпускается всегда строго нормативной температуры. А зависит она напрямую от температуры наружного воздуха. Создать «перетоп» в вашей квартире энергетики РИР не могут. При этом РИР готов оказать содействие специалистам УК и в диагностике, и в настройке системы отопления дома.
Может, лучше платить по факту?
На первый взгляд, платить по факту честнее и предсказуемее. И корректировки не понадобятся. Так удобнее и для РИР как поставщика услуги. Ведь сейчас предприятие по сути своими деньгами в кредит отапливает город, а потом просит вернуть оплату за предоставленный ресурс. Терпеливо объясняя и в СМИ, и каждому обратившемуся потребителю, как именно и за что сделан перерасчет платы. Предлагая воспользоваться рассрочкой платежа до 12 месяцев, если сумма корректировки ощутима для семейного бюджета.
Однако необходимость оплачивать увеличенные счета за коммуналку почти 9 месяцев в году обрадует далеко не всех новоуральцев. Особенно пострадают пенсионеры, многодетные, малообеспеченные семьи.
Решение о способе оплаты принимается постановлением регионального правительства. Пока переход на оплату отопления только в отопительный период в ближайшей перспективе не планируется, во всяком случае до конца отопительного сезона в 2023 году.
Иногда люди говорят спасибо
В прямой эфир программы «Доброе утро!» на ЭХО-ТВ, как раз в то время, когда представители РИР рассказывали о предстоящей корректировке платы за отопление, позвонила жительница города. Она сказала: «Я все понимаю про перерасчет. Но сейчас просто хочу поблагодарить вас за вашу работу. Спасибо большое за то, что у нас тепло, и за то, что вы делаете!».
Энергетики не так часто слышат такие хорошие слова. На ТЭЦ работают 452 человека. Несколько сотен квалифицированных, «штучных» специалистов, которые бесперебойно обеспечивают наши дома теплом. Обслуживают и ремонтируют насосы, турбогенераторы, котлы, трубопроводы, сложнейшее электрооборудование, занимаются водоподготовкой и лабораторными анализами. В сложных производственных условиях сокращают издержки, оптимизируют затраты и тем самым сдерживают рост тарифа для потребителя.