УЖК «Новоуральская» решила переводить дома на «дочки». «Нейва» разобралась, зачем это ей нужно.
Полгода назад УЖК «Новоуральская» тихо запустила реорганизацию схемы управления жилфондом. В новой схеме риски для жителей пока не усматриваются. А вот для ресурсоснабжающих организаций и учредителей риски могут оказаться существенными. Но обо всём по порядку.
Что происходит?
С осени прошлого года УЖК тихо запустила процесс собраний на домах, предлагая собственникам жилья перейти на новую схему — сменить договор с УЖК на прямой договор с ее дочерними компаниями («Западный район-1», «Привокзальный плюс», «Центральный» и т.д.).
По сути схема переворачивается на 180 градусов — то, что раньше было «ногами» холдинга, станет «головой».
Когда количество домов, подписавших новые договоры, перемахнуло за шесть десятков, горожане все громче стали спрашивать — а что, собственно, происходит?
Поскольку этими вопросами жители завалили и редакцию «Нейвы», мы их собрали и задали руководству ООО «УЖК «Новоуральская», депутатам Думы и в администрации округа.
Для чего затеяна реорганизация?
Как пояснила «Нейве» гендиректор УЖК Ирена Ислентьева, главная причина того, что происходит — риск непродления лицензии на управление домами из-за долгов перед ресурсоснабжающими организациями.
Сегодня общая сумма долга УЖК — почти миллиард рублей. Срок действия нынешней лицензии заканчивается в 2022 году.
— При существующем положении дел с почти миллиардным объёмом долгов населения за потребленные ресурсы, которые 11-й год оседают не у поставщиков, а в УЖК «Новоуральская», есть большой риск, что через три года мы останемся без пролонгации лицензии, — подчёркивает Ирена Ислентьева. — Единственный способ сохранить целостность, работоспособность и управляемость всего жилищно-коммунального комплекса Новоуральска — нивелировать ситуацию, используя структуру нашего холдинга. Поэтому в конце 2019 года нами была запущена реорганизация: мы предлагаем собственникам выбрать в качестве управляющей компании наши дочерние общества. С юридической точки зрения, все наши дочерние предприятия — это полноценные лицензированные управляющие компании, долгов они не имеют.
А кто спросил учредителей?
Напомним, что учредителями УЖК «Новоуральская» являются: ООО «Инвестжилстрой» (доля — 25%), терком профсоюза (22,5%), ОКП-- 123 (22,5%), ООО «УБРиР-Финанс» (20%), ООО «Юрцентр» (10%).
Однако, по словам председателя теркома профсоюза Светланы Тюменцевой, никакого влияния оба профсоюза на УЖК «Новоуральская» давно не имеют.
— Она (Ислентьева — прим. авт.) сама приняла решение и весьма агрессивно занимается реорганизацией, — высказалась Светлана Тюменцева в ходе последнего заседания Думы НГО, состоявшегося 27 февраля.
Там же Светлана Тюменцева огласила решение профсоюзов о выходе из состава учредителей УЖК «Новоуральская».
— Мы не хотим быть ответственными за решения, которые нами не принимаются, — сказала председатель теркома.
Позиция профсоюзов вызвана, в том числе, высоким риском банкротства компании и грозящей солидарной ответственностью учредителей за скопившийся долг.
По словам Светланы Тюменцевой, о выходе из состава учредителей задумался и «УБРиР-Финанс». Это значит, что при таком развитии событий, крайним может остаться «Инвестжилстрой», на который могут лечь долги УЖК.
Это банкротство?
Откуда же УЖК скопила такой огромный долг — почти миллиард рублей? По словам ресурсоснабжающих организаций, на самом деле в этом миллиарде лишь часть денег — задолженность жителей.
Вторая и очень значительная его часть — это те деньги, которые УЖК по закону не может предъявить жителям за общедомовые нужды, потреблённые сверх норматива (сверх счётчика). В итоге долги за эти ресурсы оседают в УЖК.
То есть эта часть долгов на самом деле проблема не жителей, а самой УЖК.
— Это же надо умудриться — так скопить долги! — возмущен депутат Думы НГО Олег Елистратов. — И это отдельная история, которой должны заниматься специальные органы. Не думаю, что в 2022 году УЖК будет стоять перед выбором возвращать долги или закрываться. Это больше похоже на ход, чтобы обезопасить себя, перевести дома в управление «дочек» и перераспределить ответственность. Но если до 2022 года компании ничего не угрожает, тогда для чего такая спешка? Перевести дома в «дочки», обанкротиться и никому не возвращать миллиард?
Что, если «ой, всё»?
Сама же Ирена Ислентьева в интервью «Нейве» постаралась дать понять, что банкротство — это не про УЖК «Новоуральская».
— Я не знаю, что будет через три года, но и ждать, когда всё «схлопнется», тоже не могу. А если «схлопнется», то что? Представьте, я еду за получением лицензии, мне отказывают, я возвращаюсь и говорю: ой, всё?! В этом случае УЖК «Новоуральская» ещё какое--то время будет управлять жилфондом, а администрация будет вынуждена объявить конкурс по отбору компаний. Конкурс открытый, это значит, что на территорию может зайти любая управляющая компания Свердловской области. По сути, этот вариант даже преимущественнее для УЖК «Новоуральская». Забанкротить, и пусть ресурсники остаются с долгами. И всё начинается с чистого листа. Мы заявляемся на конкурс и, вероятнее всего, выигрываем его, поучаствовав в нём с дочерними предприятиями. Легко! Но что за этим потянется? Нестабильность? Ведь могут зайти другие компании. Какие? И у администрации округа возникнут такие же опасения: можно отдать город неизвестно кому. Может, этот кто-то будет лучше, а если нет?
Где будут аккумулироваться деньги?
Предположим, что банкротства не будет. Но миллиард-то долга никуда не исчезнет. Как пояснила «Нейве» Ирена Ислентьева, долги перед ресурсниками будут реструктуризированы. Часть их предполагается передать по цессии (право требования долга). Часть — выплачивать в течение нескольких лет «живыми» деньгами.
Правда, как отмечает сама гендиректор УЖК «Новоуральская», вариант с «живыми» деньгами реален только в том случае, если компания останется на плаву и будет работать в новой схеме. В новой схеме УЖК становится компанией, оказывающей услуги своим дочерним предприятиям.
Что именно будет в договорах компании и «дочек»? Как будут выстроены денежные потоки между ними? Где будут аккумулироваться деньги и как они будут распределяться? На момент подготовки этого материала договоры с «дочками» только прописывались.
— Самая большая беда УЖК — отсутствие достаточной прозрачности с точки зрения финансовых потоков, — говорит «Нейве» Пётр Ильин, председатель комиссии Думы по ЖКХ и руководитель «Водоканала». Не исключено, что при переходе ситуация с долгами только усугубится. Ведь какой смысл деньги, которые собрала какая-нибудь «дочка» с домов, перегонять в УЖК? ООО должно просто нанять УЖК и платить за её услуги. И всё.
Долг УЖК перед «Водоканалом» составляет в общей сложности 250 млн рублей. Из них лишь 100 млн — это долги, не оплаченные жителями, а 150 — долги УЖК, которые компания не имеет права предъявлять жителям, поскольку они расходятся с показаниями общедомовых приборов учёта.
— Я прекрасно понимаю, что если УЖК прекращает свою деятельность с точки зрения оказания услуг, то 150 млн из 250-ти не вернуть, — говорит Ильин.
Сейчас УЖК ведёт переговоры с ресурсоснабжающими организациями на предмет: заберите у меня долги и выбивайте их сами. Сегодня «Водоканал» взвешивает все «за» и «против». В общей сложности в планах УЖК — передать цессией ресурсникам 640 млн рублей.
Есть ли плюсы для жителей?
Жителей новая схема УЖК коснётся меньше всего. Так считают и депутаты Думы НГО. В любом случае дома не останутся без управления, а «дочки» в рамках новой схемы заключат прямые договоры с компаниями холдинга. Например, с тем же «Управдом-Авто», где сосредоточена вся уборочная техника.
Скорее, в этом переходе для жителей появятся определенные плюсы. Один из них в том, что управляющая компания станет более доступна и не надо будет бежать в УЖК «Новоуральская» для решения какого-либо вопроса.
— Директор управляющей компании будет всегда под рукой у жителей, — поясняет председатель комитета по ЖКХ администрации округа Светлана Поджарова.
По мнению Олега Елистратова, процесс реорганизации — как раз тот случай, когда жителям стоит требовать выполнения работ по дому, которых они давно добиваются, но получить не могут.
— Если к вам пришли и предложили перезаключить договор с «дочкой», то, как минимум, надо требовать, чтобы на доме всё было приведено в соответствие, — подчёркивает Олег Елистратов. — Грубо говоря, вот у нас неремонтированные подъезды, не отрегулирована система отопления, и мы согласимся на переход, если вы отремонтируете и отрегулируете. Тем более что время есть, лицензия заканчивается не завтра. Ну а если нет, всегда можно подумать о переходе в другую управляющую компанию. Слава Богу, у нас такие компании в городе есть. И если внимательно посмотреть, то состояние подъездов и подвалов в домах под их управлением заметно лучше, чем в УЖК.
По данным УЖК «Новоуральская», на середину февраля решение перейти на договоры с «дочками» приняли уже более 100 многоквартирных домов.
Добавим, что образцы договоров, которые сегодня предлагаются жителям, запросила для анализа администрация НГО. В том числе и для того, чтобы понять, как в новой схеме, предлагаемой УЖК, будет разделена ответственность.
«Нейва» будет отслеживать эту тему.