Марина Крупская — арбитр ФИФА, она одна из пяти главных арбитров-женщин международной категории в России!
Ей всего лишь тридцать, а она уже вписала своё имя в историю российского спорта и родного Новоуральска. Как настоящая пламенная девчонка, она всегда идёт против течения и достигает цели. «Нейве» посчастливилось пообщаться с Мариной о жизни, везении и, конечно, о футболе… Она такая классная, наша рыжая звездочка!
— Марина, расскажи о своем детстве, пожалуйста. Не верю, что маленькую девочку не интересовали куклы, банты и сладости, неужели сразу спорт?
— Мама говорит, что я всегда была активной. У родителей была попытка увлечь меня танцами, но партнер по темпераменту так и не нашелся, и меня отдали в секцию фигурного катания в группу Виктории Юрьевны Набоковой.
Частенько приходилось вставать пораньше, чтобы успеть на тренировку в КСК — это закаляет детский характер сразу и на всю жизнь!
Потом тренер уехала в другой город, и я увлеклась лыжными гонками. На тот момент я уже училась в лицее № 58 и мне всегда было обидно, что наш лицей в спорте не в тройке сильнейших…
Поставила цель, и в старших классах я выиграла лыжную спартакиаду города среди школ и олимпиаду по физической культуре. С директором, Полиной Сергеевной Даминовой, мы всегда находили общий язык, я могла бы учиться в спортивной школе, но училась в лицее, а тренировалась на базе школы № 53. Легких дорог я не выбираю…
— Как я понимаю, училась хорошо?
— Да, я окончила школу с золотой медалью. Моя мама — Бэлла Владимировна Крупская, учитель. Бабушка и прабабушка тоже были учителями, да я и сама какое-то время хотела стать учителем физкультуры, и вы даже не можете себе представить, как моим близким со мной нескучно жилось. В выпускном классе школы я поняла, что устала от лыж. Была возможность поступить в академию МВД и бегать за институтскую команду. Маме было важно, чтобы у меня было надежное будущее и образование. Но я поняла: не хочу — и точка.
— И тогда случился футбол?
— Да, я взяла газету «Нейва» и увидела объявление, что тренер Алексей Викторович Воронов набирает команду женского мини--футбола… Я до сих пор говорю всем открыто, что в футбол пришла по объявлению, это всегда вызывает улыбки. У нас была классная команда, девчонки от 15 до 40 лет. И, кстати, мы неплохо играли, занимали призовые места на областных первенствах, но я постоянно думала: а что дальше?!
— Марина, в МВД, как я понимаю, ты уже не пошла?
— Нет, но я выбрала другой путь и стала студенткой УГТУ-УПИ, поступила на факультет «Защита в чрезвычайных ситуациях». Искренне считаю, что спасение людей — дело архиважное, и если бы мне предложили быть именно спасателем, пошла бы после вуза работать по профилю не задумываясь. Но на практике всем девушкам предложили кабинетную работу и я поняла, что спасатель останется для меня мечтой… В УПИ, конечно, я незамеченной не осталась, только теперь это была команда по мини--футболу, с которой мы прошли путь от областной до профессиональной команды высшей лиги, став чемпионками области и Урала.
— А после окончания УПИ тебе стало скучно, и…
— Да, именно так. Я искала приключений и развития. Подруга сказала, что в Тюмени формируется профессиональная женская команда. И вот я уже там.
В нашей команде было две девчонки из Бразилии. Все их немного сторонились, а мне они нравились! Им нужно было учить русский, а мне так зашёл их португальский — яркий, эмоциональный…
В общем, через несколько месяцев у нашей переводчицы появилась помощница и она могла сосредоточиться на работе с вратарем команды, а для второго игрока переводила я, ведь разговорным португальским уже спокойно могла объяснять установку тренера. И надо сказать, что именно в моей спортивной карьере этот опыт был самым важным.
В Тюмени меня научили понимать и любить футбол на глубоком, не любительском уровне, так что всё не зря!
— С футболом понятно, а как ты в судейство профессиональное попала?
— Я обратилась в Федерацию футбола Свердловской области, меня знали как футболистку и пригласили сдать судейские нормативы.
С тестами по легкой атлетике сложностей не возникло, а вот с правилами… Оказывается, в судействе столько нюансов! Друг дал мне старую форму 54-го размера, а свисток я купила сама, обычный, за 50 рублей…
И вот мой первый матч, а все посмеиваются… Оказывается, у судей другие свистки, раз в десять сильнее и тональность звучания другая. Но меня взяли, несмотря ни на что. На тот момент еще не было «Школы молодого арбитра» и учиться пришлось методом проб и ошибок! Постепенно я набиралась опыта, судейской мудрости, смотрела все матчи, анализировала…
В общей сложности я работала в мини-футболе 4 года. За это время я отсудила финал Кубка России среди женских команд, матчи мужской и женской высшей лиги, познавала тонкости работы и поняла, что мне нужен новый вызов. На тот момент квота международных судей ФИФА для женщин была всего одна, и она уже была занята.
— И тут снова пришло время круто развернуть судьбу на полной скорости, ни о чем не жалея?
— Я очень любила мини-футбол, это моя стихия. Мне говорили все: большой футбол — большие перспективы, но всё внутри меня сопротивлялось…
Однажды раздался звонок, позвонили из Департамента судейства РФС и сообщили, что меня вызывают на сборы… Я забыла все слова, кроме португальских. «А вы что, не в курсе?», — раздалось из трубки. Я поняла, что это судьба — мои футбольные коллеги и друзья обо мне позаботились и сопротивляться было глупо!
— Марина, я профан, но большой и мини-футбол — они ведь, наверное, похожи?
— На самом деле — это два разных вида спорта, они похожи, но с разной трактовкой единоборств непосредственно на поле или площадке. Очень долго в большом я чувствовала себя не в своей тарелке. Морально было очень тяжело, не хватало понимания как правильно нужно работать с помощниками, какую позицию занять, чтобы правильно оценить эпизод.
В конце первого сезона моего судейства на финальный турнир первой лиги приехала московский инспектор Наталия Михайловна Авдонченко. Она посмотрела на меня и задала вопрос: «Марина, чего ты хочешь от футбола?». Я ей честно призналась, что у меня мало что получается, многих нюансов работы я просто не понимаю…
Наталия Михайловна сказала: «Я дам тебе игру в поле и посмотрю, на что ты способна. Если захочешь, то ты воспользуешься своим шансом!» В общем, на очередной игре она села на трибуну и подсказывала мне всю игру: «Левее! Правее! Марина, в центр!!!» В общем, все хихикали, а кто--то и открыто злорадствовал, что у судей может быть такой эмоциональный инструктор…
— Но шансом ты, видимо, воспользовалась по полной?
— Она увидела моё желание, оценила темперамент, интерес к развитию и начала давать матчи. Периодически предупреждала: «Дам интересную игру, посмотрю, как ты справишься, я хочу видеть лидера на поле!» А уже на следующий сезон меня рекомендовали в российскую женскую суперлигу (тогда чемпионат назывался высшая лига) и я поехала на Всероссийские судейские сборы.
— А там снова фурор?
— А как иначе? Все выходили маститые, представляли себя, а у меня не было даже экипировочной формы. Кто--то рассказывал, что всю жизнь грезил футболом и хотел быть внутри этой легендарной игры, а я честно сказала — пришла в футбол по объявлению, чем повеселила всех. Со временем я стала получать все больше матчей, все они ответственные и непростые. Именно так и происходит рост мастерства.
— Ты мечтала стать судьей ФИФА в мини-футболе, а теперь арбитр ФИФА в большом. Как ощущения?
— Для меня футбол — это история о любви к своему делу, о преданности, честности и уважении! Футбол и судейство постоянно развиваются, сейчас я рекомендована к работе на матчах мужской профессиональной футбольной лиги (ПФЛ)!
Поначалу, помню, игроки шутили: «Марина, может вам щиточки надеть для подстраховки?!» — теперь уже не шутят, уважают. Я отчетливо это поняла, когда в период восстановления после травмы смотрела игру, а болельщики растянули баннер: «Марина, поправляйся!» — и я получила огромное количество сообщений с пожеланиями здоровья! Это круто, просто голову сносит, и не от гордости, нет — человеческое отношение дороже всего!
— А есть для тебя принципиальные вещи в работе, ты строгий судья?
— Да, я принципиальная и ко всем отношусь одинаково. Я очень дорожу своей репутацией и тем отношением, которое сложилось ко мне как к профессиональному арбитру. Главная задача судей — почувствовать настроение и накал матча, помочь игрокам раскрыть все свои лучшие качества. Мы должны быть незаметными, но нередко нам приходится принимать ключевые решения. А еще я всегда прошу указывать, что я представляю Новоуральск! Прожив 13 лет в Екатеринбурге, а теперь вновь вернувшись в родной город, я поняла, что это самое комфортное место для жизни и подготовки к самым серьезным матчам!