Есть ли у Вячеслава Тюменцева, временно исполняющего полномочия главы НГО, потенциал исправить эту ситуацию, «Нейва» спросила его бывшего руководителя — министра природных ресурсов и экологии Свердловской области Алексея Кузнецова.
Как известно, Вячеслав Тюменцев участвует в конкурсе на замещение должности главы Новоуральска.
Еще до недавнего времени Вячеслав Яковлевич работал в региональном правительстве — в министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области заместителем министра, и информация о нем практически выпала из городской повестки.
«Нейва» решила восполнить для горожан этот пробел.
Мы встретились с министром природных ресурсов Алексеем КУЗНЕЦОВЫМ, чтобы спросить, какие проекты вел Вячеслав Тюменцев и как он оценивает его деловые, профессиональные и личные качества.
— Алексей Владимирович, стал ли для вас неожиданностью уход вашего зама?
— Слухи, конечно, ходили, и мы не раз с ним об этом даже разговаривали, но для меня его уход все равно стал неожиданностью. Потому что найти замену Вячеславу Яковлевичу в одночасье сложно. Он курировал ряд глобальных федеральных проектов, на него были завязаны серьезные задачи.
К тому же для меня он не просто заместитель — он, помимо этого, друг и товарищ.
— Какие именно проекты он курировал?
— Надо понимать, что весь национальный проект «Экология» — это несколько блоков, и в подавляющем большинстве это была сфера его деятельности. В частности, это сохранение уникальных водных объектов, «Чистая страна», «Чистый воздух», тема сохранения биоразнообразия. Весь этот огромнейший пласт задач был в сфере его внимания.
— Когда вы говорите о сохранении уникальных водных объектов, вы имеете в виду тему Черноисточинского водохранилища? На которое федерация выделила больше средств, чем на главную реку страны — Волгу?
— Да. Мы стали первыми не только в области, но и в стране по объему финансовой помощи из федерального бюджета, которую получил этот проект, — 500 млн рублей.
Мы разработали проектно-сметную документацию по реабилитации Черноисточинского водохранилища, которое питает водой Нижний Тагил, и сумели доказать и защитить этот проект. Скажу, что он уникален — мы никогда не занимались реабилитацией водных объектов. В итоге проект получил полное федеральное финансирование, исключив даже региональный и местный бюджеты.
На сегодняшний день уже заключен контракт и подрядчик приступил к работам. Проект от начала до конца курировал Вячеслав Яковлевич.
Я думаю, тот темп, который он задал этому проекту, будет сохранен, и мы пойдем по нему дальше: у нас еще 5 таких водных объектов.
— Какую из задач, порученных Тюменцеву, вы назвали бы самой сложной?
— Проект по Шарташскому парку, поскольку это особо охраняемая природная территория. Безусловно, такие территории важны для области и Екатеринбурга, и в то же время для горожан надо создавать инфраструктуру отдыха — активного, спортивного.
Нужно было пройти через общественное обсуждение, публичные слушания, донести до горожан, почему это важно, убедить их, что это нужно. Там пришлось провести лесопатологическое обследование и прибрать часть больных деревьев.
— А ведь люди сегодня очень настороженно относятся к тому, что вторгаются в леса и парки…
— Безусловно. И здесь нужно уметь с ними договариваться, объяснять свою позицию. Вячеслав Яковлевич участвовал во всех общественных слушаниях, ежедневно был в парке, в ходе строительных работ постоянно общался с людьми.
Сейчас проект в стадии реализации, прошли уже два этапа.
— Одна из серьезных проблем в Свердловской области — полигоны твердых бытовых отходов, у которых нет хозяев. Знаю, что эту проблему поручили вашему министерству, и ее тоже курировал Вячеслав Тюменцев.
— Да, в частности, это рекультивация Широкореченского полигона в рамках проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология». Полигон — это такая девятиэтажная свалка твердых бытовых отходов в районе Екатеринбурга.
Такие работы по рекультивации в Свердловской области тоже будут проводиться впервые. Все ступени — от разработки проектно-сметной документации до конкурсных процедур — тоже нужно было пройти.
Это огромная работа. Но он с ней справился. В результате мы прошли отбор и получили на рекультивацию финансирование со стороны Правительства РФ.
— Речь идет о больших бесхозяйных свалках?
— Не только. К примеру, есть еще и свалки, которые остались возле деревень. У них нет ни собственника, ни обслуживающей организации, но их все равно надо прибирать. Поэтому был разработан порядок финансирования рекультивации подобных полигонов. Все это — результат большого переговорного процесса.
— А вообще, насколько Вячеслав Тюменцев умеет находить контакты с совершенно разными людьми?
— Я не знаю ни одного примера, когда он не мог найти с кем-то общего языка. У него безусловный управленческий опыт и управленческий талант: уметь выслушать других и суметь донести свою позицию. С этим у него все в порядке.
Взять, к примеру, еще один проект — «Чистый воздух», в котором пока участвует единственный город — Нижний Тагил. Он сумел договориться со всеми — с администрацией округа, городскими предприятиями, чтобы они вкладывали средства в модернизацию своего производства и тем самым снижали негативное воздействие на окружающую среду.
Результат — за прошлый год предприятия вложили в экологию Нижнего Тагила больше 1 млрд рублей. Это серьезные деньги.
— Вячеслав Яковлевич был вашим заместителем в течение шести лет. Как складывались его взаимоотношения с коллегами, подчиненными?
— Мы были знакомы по работе еще давно — с министерства промышленности. Мне всегда импонировало его умение внятно формулировать и доносить свою позицию и выполнять поставленные задачи. Поэтому, когда у меня появилась вакансия, я, не раздумывая, с удовольствием предложил ее Вячеславу. И вместе мы многое прошли за эти шесть лет…
Он без иллюзий воспринимает действительность, четко понимает поставленную задачу, умеет правильно расставить приоритеты и довести их до своих подчиненных.
— Он жесткий как руководитель?
— Думаю, да. Но при этом никогда не теряет человечности. Со всеми подчиненными у него были выстроены очень ровные отношения: сделал — молодец, не сделал — извини. Ко всем — объективное и справедливое отношение. Он достаточно прямой человек.
— Сегодня Вячеслав Тюменцев — один из претендентов на должность главы Новоуральска. Как вы оцениваете его потенциал? Все-таки целый город может оказаться под управлением.
— Помимо того, что он умудрен уже не только управленческим, но и человеческим опытом, он любит и хочет учиться. Любит погружаться в проблему до конца, что немаловажно в его новой сфере деятельности. Он обладает авторитетом в органах исполнительной власти, его знают как руководителя высокой категории. В мое отсутствие он исполнял обязанности министра.
— Как вы считаете, город и горожане могут на него рассчитывать?
— Безусловно. Я всегда видел у него любовь к Новоуральску и его желание быть ему полезным. Вот представьте — человек восемь лет каждый день ездил в Екатеринбург на работу из своего города и вечером возвращался обратно. Он никогда не упускал его из виду. Мы, кстати, часто обсуждали с ним проблемы Новоуральска — они его очень заботили.
Конечно, это неимоверно тяжелый труд — быть главой. Это огромная ответственность. Каждый день твоя рука должна быть на пульсе города. Как человеку высокой квалификации, Вячеславу нужна рядом сильная управленческая команда. Вопрос в другом — насколько Новоуральск готов такие кадры ему предоставить.
Задач у главы много. К тому же сегодня мы живем в огромном дефиците бюджета…
— А в Новоуральске — еще и в дефиците доверие к власти.
— Да. Мы не раз с ним об этом разговаривали. О том, что город устал от безвластия, от какой-то непонятной истории. Городу нужен сильный глава, который не только возьмет его в свои руки, но и сможет всех консолидировать. И ему придется это доказывать делом.
Вячеславу, конечно, будет непросто. Но он справится.
— Алексей Владимирович, что бы вы сегодня сказали горожанам со страниц «Нейвы»?
— Новоуральск — город не то что с большим — с огромным потенциалом. При поддержке области и крупной госкорпорации он может жить совсем по-другому. Не так, как сейчас.
Если Вячеслав Яковлевич будет выбран главой Новоуральска, поддержите его. Не начинайте с критики, критиковать проще. А правильнее — помогать. Помогайте. Ведь это же ваш город.
Комментарии