Генеральный директор АО «Атом-ТОР» Николай Пегин выступил на парламентских слушаниях «Новые подходы к привлечению инвестиций в регионы в рамках решения задач пространственного развития» с сообщением о развитии ТОСЭР в ЗАТО и моногородах присутствия Росатома, и рассказал о необходимых мерах по сохранению положительной динамики развития экономики на этих территориях.
Николай Пегин напомнил, что в настоящее время на ТОР в ЗАТО и моногородах присутствия Росатома действуют 159 резидентов, объем планируемых инвестиций — 63,8 млрд руб., планируемых рабочих мест — 9660. Фактически создано уже 5672 рабочих места, вложено 6,3 млрд руб. Фактический объем налоговых поступлений — 0,9 млрд руб. При этом, обратил внимание докладчик, затраты на создание инфраструктуры ТОР существенно ниже, чем положительный экономический эффект от деятельности резидентов. Кроме того, объем налоговых поступлений от резидентов ТОСЭР в ЗАТО, как показывает статистика, превышает объем полученных ими льгот. Так, объем налоговых и таможенных платежей резидентов ТОР в ЗАТО составил 408,6 млн руб., в том числе по страховым взносам во внебюджетные фонды — 84,1 млн. руб. Тогда как объем налоговых и таможенных льгот, полученных резидентами ТОР в ЗАТО — 213,9 млн руб., в том числе по страховым взносам во внебюджетные фонды (самая весомая льгота) — 147,1 млн. руб.
По словам Николая Пегина, для сохранения положительной динамики желательно сохранение ранее введенных льгот, поскольку затраты на реконструкцию полученной промышленной инфраструктуры, которые несут резиденты, достаточно весомы. По этой причине компания «Атом-ТОР» поддерживает ряд законодательных инициатив.
Так, это освобождение от НДС операций по передаче государственного или муниципального имущества в собственность управляющих компаний ТОР и их дочерних обществ. Также это расширение критериев оценки ТОР, созданных до 1 января 2022 года, для продления применения пониженных тарифов по страховым взносам к резидентам ТОР в ЗАТО (за счет введения критериев качественной оценки деятельности). Это упрощение процедуры изменения границ ТОР. Наконец, это создание федеральными институтами развития мер поддержки для резидентов ТОР в ЗАТО и моногородах: предложенные в настоящее время федеральные меры не всегда подходят для этой категории резидентов.
В заключение Николай Пегин подчеркнул, что если изначально ТОСЭР были предложены как спасательный круг для территорий в сложном экономическом положении, то сегодня факты показывают, что этот инструмент в ЗАТО и моногородах позволяет находить точки роста, создавать преференциальные площадки для решения первоочередных задач федеральной экономики в сложившихся условиях.