Росреестр сообщил, что в Правительство РФ на рассмотрение внесён проект закона, который в СМИ окрестили «гаражной амнистией».
Закон называется так: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены».
Разрабатывался он в течение двух лет Минэкономразвития совместно с ведомством. По мнению экс-главы Росреестра, а ныне зампредседателя Правительства РФ Виктории Абрамченко, закон может облегчить жизнь при оформлении прав на гараж более 4,5 млн автовладельцам.
Облегчат ли? И что вообще у нас происходит в сфере регистрации прав на такую недвижимость, как гараж?
Об этом «Нейва» поговорила с председателем Объединённого гаражного кооператива № 1 Наталией ПОТАПОВОЙ и юрисконсультом кооператива Романом КРУКОМ.
По данным Наталии Потаповой, на 2019 год в Новоуральске насчитывалось около 17 тысяч гаражей (из них 30% входят в кооператив). Но фактически гаражей, по данным того же кооператива, больше. И многие не имеют никакой официальной регистрации.
— Что вы, как специалисты в этой сфере, думаете о предложенной «гаражной амнистии»?
— На моей памяти эпопея с регистрацией гаражей идёт с 2003 года, — вспоминает Наталия. — У нас тогда офис был ещё в МКР 15, и там висело объявление примерно такого содержания: регистрируйте, оформляйте землю в аренду, а то будут штрафовать. Поэтому те, кто хотел зарегистрироваться, давно это сделали. Остальным же мы это постоянно проговариваем, поясняем, что всегда поможем пройти все инстанции, в том числе с судом.
— Ведь в чём у людей сейчас проблема — зарегистрировать право собственности, — отмечает Роман Крук. — Так вот, более чем у половины владельцев нет разрешительных документов на строительство гаража. У кого-то есть, но ещё советские, у кого-то — потеряны. И вот готовый на прохождение всех инстанций регистрации человек приходит со старым советским документом в администрацию НГО и просит, чтобы с ним заключили договор аренды земли, дающий право пользоваться гаражом. Ему говорят: не вопрос, только дай нам документ, что у тебя гараж в собственности. Тут и наступает замкнутый круг.
— То есть те, кто хотел стать полноправным владельцем гаража, давно всё оформили через суд?
— Да. Вот приходит человек в правление кооператива и говорит: дайте мне справку, что я член кооператива. На. Потом он готовит отчёт об оценочной стоимости и техзаключение. Идёт со всем этим в суд. Суд признаёт его право собственности. С решением суда он регистрируется в Росреестре, получает документы. Со всем этим идёт в администрацию НГО и заключает договор на аренду земли. Всё. После этого он уже может распоряжаться своим имуществом как хочет. Но как всё будет, когда в законодательство внесут поправки, можно пока только предполагать. Возможно, всё будет сведено к тому, что людям станет проще получить документы в той же администрации муниципалитета. Пока же всё только через суд.
— Повторюсь, никто особо не спешит регистрироваться, потому что это тянет за собой цепочку затрат, — резюмирует Наталия. — В том числе налоги на имущество.
По логике, с принятием изменений в законодательство незарегистрированные гаражи могут быть признаны самостроем, а значит, их может ожидать снос. Но всё это также только предположения. И потом, как может быть физически снесён такой гараж, если он, например, стоит посреди ряда зарегистрированных гаражей с общей стеной и сетями? Одним словом, пока по законопроекту остаются вопросы.