Публикуем текст поправок, предлагаемых в Конституцию РФ, голосование по которым пройдет 1 июля.
Разъясняет суть поправок о полномочиях органов государственной власти председатель Новоуральской городской территориальной избирательной комиссии Елена Малюта.
Одним из принципов демократического государства является принцип разделения властей, суть которого заключается в том, что функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами. Сложившаяся в России система разделения властей, по мнению многих специалистов по конституционному праву и политологии, не в полной мере обеспечивает систему «сдержек и противовесов», что предоставляет возможность для несбалансированности ветвей государственной власти на практике с тенденцией усиления полномочий органов исполнительной власти по сравнению с законодательными органами. В этой связи актуальным и обоснованным является внесение в Конституцию поправок, связанных с перераспределением отдельных полномочий Президента России и высших органов власти.
Президент делится полномочиями с Государственной Думой и Советом Федерации. При этом принимает на себя общее руководство Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства предусматривается формирование Президентом Российской Федерации Государственного Совета Российской Федерации. Одновременно конституционно закрепляется функционал действующего органа — Совета Безопасности Российской Федерации.
Ст. 83 «Президент Российской Федерации: …
е5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом;».
Ст. 110: «1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации».
Верхняя и нижняя палаты российского парламента будут влиять на формирование правительства и назначение «силовиков». Принцип «двух ключей» — предоставление полномочий в принятии ответственного решения нескольким государственным структурам — позволит добиться баланса и укрепления власти. Кандидатуры для назначения на должности Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей будут назначаться Президентом Российской Федерации после их утверждения Государственной Думой. Аналогичный порядок предусматривается для назначения тех министров, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. А вот руководство деятельностью силовых ведомств, правоохранительных органов, органов прокуратуры осуществляет напрямую Президент Российской Федерации, и при назначении их руководителей должны быть проведены консультации с Советом Федерации.
Совету Федерации поручается по представлению Президента Российской Федерации прекращать полномочия судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи. Конституция наделяет членов Совета Федерации теперь официальным статусом «сенатор».
Ст. 103, ч. 1 «К ведению Государственной Думы относятся:
а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;
а1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров…;
г1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации...».
Ст. 102 «1. К ведению Совета Федерации относятся:
з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации…;
к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации… полномочий… судей Конституционного Суда Российской Федерации, …судей Верховного Суда Российской Федерации, …судей кассационных и апелляционных судов…»