Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова рассказала о значении поправки об отчетности Центрального банка Государственной Думе:
— Казалось бы, какое значение имеет статья об отчетности Центрального банка к народу? Мы же привыкли, что все это высоко и далеко. Но в последние годы появился вал обращений о кредитных проблемах. Этих проблем настолько много, что люди, страдающие от деятельности микрофинансовых организаций, кредитно-потребительских кооперативов, а иногда и классических банков, — шли потоком на прием к Уполномоченному по правам человека в каждом городе и районе.
Я пыталась понять, почему контролирующий орган — Центральный банк Российской Федерации — никогда не озвучивал проблемы, с которыми столкнулись миллионы россиян. Трудно было понять, почему подотчетность банка была непубличной. Попросила Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина во время встречи с государственными правозащитниками помочь людям создать систему кредитно-потребительских кооперативов более безопасными для населения. Президентом были даны поручения Правительству РФ, Центральному банку РФ, МВД РФ подготовить соответствующие предложения.
Когда встречу с Президентом России услышали люди, то ко мне посыпались массовые обращения с просьбой внести поправку в Конституцию об открытости Центрального банка. Я посоветовалась с сопредседателем рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Основной закон депутатом Государственной Думы от Свердловской области Павлом Владимировичем Крашенинниковым. Поправка появилась. И она нам нужна. Сегодня я убеждена, народ должен знать о деятельности Центрального банка.
Напомним, статья 103 Конституции Российской Федерации, определяющая круг вопросов, относящихся к ведению Государственной Думы, дополняется в части 1 новым пунктом «г1», предусматривающим заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка Российской Федерации.
Что легло в основу такой инициативы, и как она связана с эффективностью управления государством?
Когда мы говорим об эффективности управления государством, мы имеем в виду и парламентский контроль как одно из средств повышения уровня ответственности, эффективности работы всей исполнительной власти, государственных органов, а также структур, которые не входят в систему публичной власти, но призваны обеспечить стабильность и безопасность России.
В действующем Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сегодня есть положение о представлении в Государственную Думу годового отчёта. И всё же важно отчётность Центробанка поднять на конституционный уровень. В Основном законе обязательно должна быть закреплена возможность Государственной Думы провести слушания по отчёту, в котором Центробанк не только отчитывается о своей деятельности, но и анализирует состояние экономики, финансового рынка, национальной платежной системы, и другие показатели.