«Секретная территория» — под этой рубрикой в течение 2024 года мы будем рассказывать о строительстве города и комбината.
В первую очередь именно как о стройке, ведь именно с первого колышка начинались и город, и комбинат. А еще мы покопались в архивах и выяснили, что предшествовало этой стройке.
Комбинат у станции Маук?
Поздней осенью 1941 года из подмосковной Балашихи в свердловский Берёзовский эвакуировали авиазавод № 261. Но вскоре его перебазировали в Верх-Нейвинский и объединили с заводом лёгких сплавов № 484.
По данным краеведа Юрия Анурьева, к 1943 году строительство жилья для работников завода было в основном завершено.
К тому моменту имелись дома и бараки посёлков Постоянный, Зелёный-Фанерный, Первомайский, Строителей-Временный (не считая бараков ИТК-100 ГУЛАГа).
В годы войны в них уже проживало 1066 работников завода. Улицы ещё не были поименованы, поэтому в почтовой переписке адреса писались примерно так: Верх-Нейвинский, стройка, барак № 3.
Займитесь работой и разведкой!
В общем, авиазавод, объединённый с заводом лёгких сплавов, потихоньку строился, пока не наступил 1945 год. 20 августа того года постановлением за подписью Иосифа Сталина при Госкомитете обороны был создан Спецкомитет. Его задачей стала реализация «Уранового проекта».
Крайне интересные документы, связанные с проектом, опубликованы Евгением Шадриным, автором-составителем четырёхтомника «История промышленности разделения изотопов урана в России».
Вот, в частности, выдержка из постановления от 20 августа: «Поручить т. Берия принять меры к организации закордонной разведывательной работы по получению более полной технической и экономической информации об урановой промышленности и атомных бомбах...»
И да, председателем Спецкомитета назначили зампредседателя Совнаркома Лаврентия Берию.
Капица отказался и попал под угрозу
Уже 24 августа Берия провёл первое заседание Спецкомитета и выслушал информацию академика Игоря Курчатова о том, какую гигантскую работу предстоит сделать.
Там же присутствовал основатель Института физических проблем Пётр Капица, входивший в Спецкомитет. А в числе участников заседания были Абрам Иоффе, Исаак Кикоин, Юрий Харитон и другие физики.
В тот момент или не в тот, но, по воспоминаниям академика Андрея Сахарова, Пётр Капица отказался возглавить проект из-за разногласий с Берией и несколько лет жил под угрозой дальнейших неприятностей.
Искали на Южном Урале
Совещания тогда решили проводить каждую пятницу, по вечерам. В ходе них стали быстро вырисовываться конкретные детали, которые и привели к отказу от строительства завода 261-484.
Всё дело в том, что площадки для предприятий проекта, в том числе и под номером № 813, который присвоят УЭХК, выбирали изначально на Южном Урале.
Судя по всему, в сентябре 1945-го члены Спецкомитета осмотрели несколько таких площадок, а 19 октября в приложении «Основные данные о площадках...» Кикоин представил информацию по четырём: на берегу озера Кызыл-Таш, под Чебаркулем, между Кыштымом и рекой Уфа, а также вблизи станции Маук (на фото) на железнодорожной ветке Челябинск — Уфалей.
Наиболее перспективной под завод № 813 сочли тогда площадку у станции Маук. Рельеф — подходящий, холмы скроют всё, что нужно, рядом есть высоковольтная линия, не далеко, но и не близко населенные пункты Касли и Верхний Уфалей.
Почему же не приняли предложения по станции Маук и как в итоге выбор пал на Верх-Нейвинский с недостроенным заводом? Об этом — в следующем выпуске «Секретной территории».
В подготовке материалов серии использованы: подборка «История СУС 1945-1970 годы» и документы СУС, хранящиеся в Городском архиве Новоуральска (приказы, распоряжения, отчёты, акты проверок за период с 1946 года); книги «Годы и судьбы» Юрия Анурьева, «Укрощение урана» Евгения Артёмова и А. Бедель, «История промышленности разделения изотопов урана в России» Евгения Шадрина, «Цена свободы — атомная бомба» Виктора Кузнецова, «Воспоминания» Андрея Сахарова.