Неделю назад корреспондент «Нейвы» Елена Сахарова вернулась из Луганска. О том, каким она увидела этот город, — в нашем материале.
Луганск — приграничная с СВО территория. Город контрастов, где обычная жизнь обычных людей соединяется с блокпостами, тяжелой бронетехникой, разрушенными зданиями… Глаза выхватывают необычный стоп-кадр, и ты снова ловишь себя на мысли, что находишься в каком-то документальном фильме, происходящем не здесь, не сейчас и не с тобой.
Сети Победы
«Зачем ты туда поперлась?!» — самый частый вопрос, который задавали мне друзья в личной переписке незадолго до поездки. Отвечаю: одно дело, когда парням помогают собраться по повестке, и другое — увидеть, почувствовать, чем город может помочь еще.
К слову, акция «Нейвы» «Плетем для Победы» показала, насколько наши люди готовы встать стеной. Абсолютно все — школьники, ветераны, учителя, врачи, журналисты — хотят личным участием быть нужными и отдать хоть малую часть времени, труда, сердца, чтобы облегчить жизнь парней на передовой.
Больше пяти километров ткани уже вплел Новоуральск и окрестности (Верхний Тагил, Половинное) в маскировочные сети. Более сотни этих вручную сделанных сетей уехали «за ленточку».
Поэтому поехали мы вместе с мужем Николаем в Луганск не за тем, чтобы сфоткаться на БТРе. А чтобы понять, как еще можно помочь.
Вежливые люди
Въезд в зону проведения СВО, тщательный досмотр нашего авто и всех коробок в нем занял не больше 20 минут. Отметила предельную четкость действий пограничников и максимальную доброжелательность. Обходя машину с металлоискателем, мужчина непринужденно спрашивал: как добрались, а что, реально на Урале еще снег лежит? Честно, даже не заметили, как быстро и «немытарно» нас досмотрели с ног до головы.
Через каждый километр в городе стоят блокпосты, но и здесь вам скажут: «Спасибо за ваше дело, доброй дороги!»
Первый город на нашем маршруте — Старобельск. Место встречи всех его жителей — площадь с постаментом танка в честь Победы в Великой Отечественной войне. Пока карабкалась к флагу на верхушке, подъехала группа военных на БТРе, крикнули: «Этот танк никуда не поедет, слезай! Давай на нашем сфотографируем, он круче!»
Самый грустный Чебурашка
Луганск как будто живет обычной жизнью. На улицах у магазинчиков бабушки продают пестрые домашние коврики, мужчины торгуют свежей рыбой, всё как везде.
В самом центре Луганска, недалеко от парка аттракционов, стоит многоэтажный дом с пустыми окнами, ранами от взрывов, разорванными «боками» стен. Двери подъезда выходят на проезжую часть. А у дверей стоят венки, бутылки с живыми цветами, горят свечи. В ручке двери заметила плюшевого мишку и Чебурашку. У Чебурашки записка: «Сонечка очень любила»… Многие, проходя мимо дома, останавливаются, преклоняют голову к стене, что-то шепчут и снова бегут.
«Старый», Женя, Алексей
В течение нескольких часов мы встречались с парнями из пяти подразделений. Николай Осипов составил четкий график встреч с земляками. Штурмовикам, в числе которых есть и наши земляки, передали дизельный генератор, несколько коробок рыбных консервов, маскировочные сети, несколько мешков влажных салфеток (это был их заказ). Передали нашим бойцам и сборник стихов Елены Вихревой-Чебыкиной, иллюстрированный прекрасными рисунками детей из Детской художественной школы.
Больше всего времени провели у наших танкистов и механиков в ремроте. Туда также доставили гуманитарку, в том числе стиральную машину. Рота находится в бывшем пионерлагере, и это большая удача. Парни живут в нормальных условиях, есть пищеблок, комнаты для отдыха и даже самодельная банька. Хотя нас сразу предупредили, чтобы далеко от строений мы не уходили: в кустах могут быть неразминированные «лепестки».
Женя и Алексей — наши новоуральцы. Они передали приветы родным и друзьям. Алексей просил передать всем хорошеньким девушкам в городе, что он скоро вернется. Просьбу бойца выполняем, девушки, ждите.
Пока общались с нашими знакомыми, заметила мужчину, на вид больше 60-ти лет. Все его называют «Старый». Спрашиваю: «Как вас зовут?» Хитро улыбается: «Так и зовут, я же здесь один».
«Старый» ушел в зону СВО добровольцем. Он отлично ладит с техникой, может из любой развалины танк собрать. В роте его уважают, любят, берегут. На вопрос, зачем пошел добровольцем, говорит: «Они все молодые, смелые и бестолковые… Натворят дел, не справятся без меня» — цитирую дословно.
Я бы еще пообщалась со «Старым», его мудрость успокаивает, а доброта вселяет веру в лучшее. Но дедушке позвонила правнучка. Сильно скучает, пришлось разговор прервать.
Личное
Еще после первой поездки в Луганск наши добровольцы Николай Осипов и Павел Бунеску говорили: «Больше всего на передовой радуются не вещам, они радуются нам». Теперь и я это знаю.
«Брат», «дружище», «родной» — как по-другому звучат эти слова в 50-ти километрах до «ленточки», душу греют нереально!
Редакция газеты «Нейва» и сообщество добровольцев «Вместе ZA Мир» благодарят за помощь в сборе доставленной в Луганск гуманитарной помощи: общественную организацию «Офицеры Новоуральска» и лично Павла Бунеску, ПОНП УЭХК и ее лидера Валентину Кузнецову, Елену Вихреву и ребят из ДХШ, предпринимателя Ирину Кашинскую, Надежду Красильникову, школы, участвующие в производстве сетей, и прихожан храмов Новоуральска, Верхнего Тагила, поселка Половинного.