Направо или налево? Вверх или вниз? Большие или Малые? Где тут «Мексика»?
И при чём здесь Индиана Джонс?
Все эти вопросы возникли уже там, у реки Ай. Но до этих вопросов и ответов на них ещё нужно было доехать. А ехали мы через Башкирию.
10.09
— Вы кофе варите?
— Наливаем, — отвечает продавщица в кафе и кивает на аппарат по приготовлению капучино и прочих вкусностей.
«Красивое» — захотелось мне ответить. Но кофе в дороге — вопрос серьёзный. Тут не до шуток.
— Мне тогда американо, пожалуйста. И омлет.
Продавщица всё записала на бумажку и отнесла в кухню за стеной. Мы — в башкирском селе Месягутово. В кафе — безлюдье. На улице — качели и жара под 30 градусов. Выпили мы кофе, покачались на качелях и поехали дальше. В 10.39 покинули Месягутово, а в 11.50 — и Башкирию. Путь наш лежал на Челябинщину, к Айским притёсам.
14.49
К притёсам нужно добираться через поле. Где-то за виднокраем — река и скалы. И до них ещё нужно дойти. Идти можно направо, куда повернул автобус с туристами. Или налево, где на обозримом пространстве — ни автобусов, ни машин. Пошли, естественно, налево. К Большим Притёсам.
И вот они. Высоко стоим, далеко глядим. А близко и смотреть не стоит — всюду суета и мельтешение. Притёсы — давно уже не безлюдные скалы над рекой Ай. Сотни людей на скалах, сотни — на берегу под ними. Нынче там целый экстрим-парк: домики с электричеством, кемпинги, туалеты, кафешки, лавки, смотровые площадки, роупджампинг, зиплайн и прочее. Цены — не божеские, но от желающих отбою нет. Только лестница от верха до реки — бесплатно: 130 метров набора высоты, 409 ступеней, площадочки для перекура, пол-литра пролитого пота. Красота! Хотя ещё года полтора назад там не было никакой лестницы — тропа и верёвка для удобства при подъёме.
15.30
А вот, например, экстремальный аттракцион — спуск на зиплайне — стоит 1500 рублей. На него очередь — человек двадцать. Постояли мы, посмотрели на спуск, на очередь, и решили: «Да ну его! Заманчиво, но в очереди париться не хочется». А уже много позже нашего визита на притёсы мы узнали, что во время спуска там разбился мужчина. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 238 — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть человека. После чего экстрим-парк закрылся. Даже не знаю, работает ли он сейчас.
17.40
Мы стоим на вершине глубокого оврага и задумчиво глядим на тропу с осыпями, круто уходящую вниз. Сомневаемся: «Идти ли?» Знаем: там внизу Сухие водопады — интересная природная достопримечательность рядом с Малыми Притёсами реки Ай. Но мы только что отшагали вверх-вниз по Большим Притёсам, по полям и дорогам, и наши ноги категорически против ещё одного марш-броска.
Голоса разделились. Начались дебаты. Когда дело подошло к прениям, из глубины оврага поднялась группа. Взмокший парень в красной футболке краем уха прислушался к очередному выступающему и сказал:
— Идите вниз. Точно вам говорю: не пожалеете. Там реальная Мексика!
«Мексика» решила всё. Мы пошли, и ни разу не пожалели. Там прямо индианоджонсовщина какая-то! Пересохшее русло древней лесной речки, лишь в весеннее таяние заполняющееся слегка водой, — словно затерянные в джунглях Южной Америки террасы городов майя.
Ну мы и затерялись на часок. До Малых Притёсов не дошли, да и ладно. Славный был денёк!