Недавно редакцию нашей «Нейвы» пригласили в пресс-тур по Горноуральскому округу на XI фестиваль камня «Самоцветная сторона».
Отправили на него нас, начинающих журналистов Алису Буторину и Ксению Ценареву.
О том, что мы увидели и услышали, расскажем прямо сейчас.
Ярмарка в Мурзинке
…В 5.42 мы садимся на электричку до Екатеринбурга, чтобы оттуда успеть на автобус для корреспондентов. От резиденции губернатора на Пушкина, 19 в 8.00 трогаемся с места. Ксюша и я в восторге от количества журналистов, не терпится увидеть, как работают профессионалы.
Чтобы не ударить в грязь лицом, мы погружаемся в сбор информации. Выясняем, что фестиваль камня «Самоцветная сторона» — это проект, рассчитанный на развитие интереса к истории самоцветного мастерства. Забегая вперёд скажу — удивить нас смогли!
Доехав до села Мурзинка (не путать с нашим!), видим храм с зелёной крышей, вокруг которого расположилась широкая ярмарка.
Проходя вдоль рядов, чуть не теряемся — десятки столов с драгоценными камнями и украшениями ручной работы переливаются на солнце. Плетёные корзины, изделия из эпоксидной смолы, декор из дерева, картины маслом, прялка с колесом…
Людей, как и драгоценностей, много. На этой площади собрались мастера по камню и народных промыслов со всей Свердловской области. Мария Паньшина, педагог изо местной школы, проводит мастер-класс «Рисование углём». Для неё фестиваль — важное событие для продвижения русской культуры.
— Камни — это неотъемлемая часть Урала, — говорит она. — Удивительно, что в природе есть драгоценные минералы, которые можно найти в нашей местности.
Музей Ферсмана
Селу Мурзинка — 376 лет. В этих краях берёт начало вся история цветного камня в Российском государстве. Сюда приезжал советский и российский минералог А. Е. Ферсман с 1912-го по 1922-й год в составе экспедиции. В его честь назван Мурзинский минералогический музей, который, кстати, находится в том самом «храме» с зелёной крышей. Это бывшая Сретенская церковь, одна из старейших на Урале.
По музею нас водит Никита Казанцев, заведующий сектором по научной работе. Говорит он объёмно и быстро, чтобы поведать как можно больше о самоцветной полосе Урала.Запомнился нам рассказ про Алабашское пегматитовое поле, где был найден крупнейший за всю историю уральских копий сросток двадцати двух топазов «Победа» весом 43,6 килограмма.
Сейчас этот голубой топаз выставляется в московском музее «Самоцветы». В этой же Макрушенской копи найден уже цельный кристалл топаза — «Урал», весит он 6 килограммов.
Топаз на пегматите. Добыт в копи Мокруша, Средний Урал
— Сейчас по нашему законодательству топаз — не драгоценный камень. Но если говорить о ювелирном применении, то, во-первых, топаз по шкале Мооса (относительная твёрдость поверхности минералов) очень твёрдый минерал, он устойчив к химическим воздействиям и элегантно прозрачен. Во-вторых, он редкий. Как горный хрусталь, его на дороге не встретить. В-третьих, если огранить топаз, то он даёт всю дисперсию света, как алмаз или бриллиант, — поясняет Никита Юрьевич.
Гора Тальян
Он рассказывает об особенностях мурзинских аметистов, которые обладают александритовым эффектом (явление изменения цвета минералов под действием света). При тёплом освещении свечи минерал меняет фиолетовый оттенок на пурпурно-красный, что востребовано в церквях.
Сергей Кириллович ходит быстро. Я так боюсь отстать от него и пропустить какой-нибудь интересный факт! Рассказчик из него потрясающий. Как аметистов на Тальяне, у него нескончаемая кладезь советов для искателей и историй для журналистов.
— Если, находясь в богатом камнями месте, вы видите упавшее дерево, не поленитесь, посмотрите в его корни, возможно, оно росло на минеральной жилке. Кстати, после дождя не торопитесь хватать кайло или лопату, посмотрите внимательно: часто вода сама вымывает камушки из-под земли, — объясняет Сергей нашей группе.
Заняться поиском камней даже не пришло мне в голову, настолько я погружена в активное слушание. Но вот я вижу Ксюшу, перебирающую в руке найденный ею аметист, и мне становится немножко завидно. Видимо, проснулась моя сущность гнома из сказки «Белоснежка».
На обратном пути Сергей Кириллович меньше чем за минуту находит еще один аметист и отдаёт его мне. Поражает, насколько быстро он замечает кристаллы на земле. Посмотрит под ноги и сразу подметит «осколочки» кварца размером меньше сантиметра. Вот что значит «глаз намётан».
Аметист подаренный Сергем Борщёвым
Мне сложно скрыть радость от внезапного подарка. Вместе с Ксюшей мы вприпрыжку спускаемся с горы, напевая.
Село Южаково
После Тальяна нас привозят в село Южаково. Заходя в Южаковский дом культуры, перед нами встаёт выбор. Нужно разделиться на две группы. Одна идёт на мастер-класс по лоскутной фигурке, другая — в выставочный центр с единственными в своём роде тряпичными куклами. Выбираем второе.
Каждый зашедший ахает от восхищения. Таких экземпляров я не видела ни на одной ярмарке или в музее. Глаза разбегаются. Здесь представлены уникальные куклы: игровые, обрядовые и самые главные — семейные обереговые.
Внимание Ксюши привлекают «стригушки» — танцующие куклы. Если поставить их на стол и стучать по нему, то от вибрации игрушки начинают как бы танцевать. А я примечаю две обереговые куклы на одной соединяющей платформе, одна белая, а вторая синяя, повёрнута от соседки на 180 градусов. Называются они «День. Ночь».
Нам объясняют, что, когда наступает день, то лицом в избу поворачивают светлую куклу, а ночью — тёмную. Они охраняют дневной и ночной покой хозяев.Уставшие, но довольные мы едем домой. Сначала до Екатеринбурга, затем — вновь на электричку до Новоуральска. Отсматриваем фотографии, вспоминаем весёлые моменты на экскурсиях. Надеемся, что нас ещё пригласят. Переживаем — сможем ли мы хорошо написать свои статьи. Ведь мы обе в этот номер пишем о самоцветах. Только Ксюша о детском лагере, а я — о фестивале камня.
Поэтому очень надеюсь, что эта цветная самоцветная полоса вас порадовала.