За время коронавирусной пандемии смертность среди больных сахарным диабетом выросла на 18%.
Сахарный диабет — одна из самых опасных и коварных патологий, которая нередко приводит к инвалидности. В период пандемии именно такие больные оказались в группе особого риска: по данным медиков, они чаще других заболевали коронавирусной инфекцией, большинство прошли через «красную зону».
Как COVID-19 изменил жизнь больных сахарным диабетом? Как они восстанавливаются после перенесенного коронавируса? Почему так важно не пускать ситуацию на самотек? Об этом мы поговорили с врачом-эндокринологом Инной Сидориной.
— Инна Юрьевна, как ситуация с коронавирусом отразилась на интенсивности ваших приёмов?
— 2021 год выдался непростым. Из-за карантина была ограничена плановая медицинская помощь. Видимо, по этой причине менее половины больных сахарным диабетом обратились в наши поликлиники и получили своевременную консультацию по лечению.
Тем не менее работы у нас прибавилось, поскольку коронавирусная инфекция и препараты, которые используются для ее лечения, провоцируют декомпенсацию сахарного диабета, повышают и без того высокий уровень сахара в крови. В разы возрастает риск развития кетоацидоза, осложнения, при котором в крови появляется ацетон. Больному это грозит угнетением сознания, комой и даже смертельным исходом. В целом в период пандемии у нас выросло количество тяжелых форм сахарного диабета.
В 2021 году на учете у эндокринологов городской поликлиники ЦМСЧ-31 состояли:
4334 больных с сахарным диабетом 2 типа;
191 — с сахарным диабетом 1 типа.
— Почему именно диабетики оказались в зоне особого риска?
— Это связано с особенностями их иммунной системы. На фоне повышенного уровня сахара коронавирус развивается гораздо быстрее. Любит он такую среду в организме. Поэтому пациенты с сахарным диабетом оказались наиболее уязвимыми и подверженными заражению. Именно у данной группы пациентов COVID-19 протекает наиболее тяжело и с осложнениями.
Так, в нашей группе больных смертность по сравнению с 2019 годом выросла на 18 процентов. Коронавирусной инфекцией чаще всего болели мои пациенты в возрасте 50-79 лет. Наиболее высокая летальность отмечается в группе 60-80 лет при стаже диабета более 10-14 лет.
— Какие последствия для здоровья наблюдаются у диабетиков, перенесших коронавирус?
— У больных моей группы велик риск тромбообразования. Причем независимо, переболел он коронавирусом или нет. А учитывая, что и COVID-19 способствует образованию тромбов, то риск возрастает вдвое!
Самое опасное, что пусковой механизм срабатывает не во время заболевания ковидом, а после — спустя 2-3 месяца случаются инсульты, инфаркты, нарушения функции почек. Это те факторы, которые мы наблюдаем у наших пациентов, перенесших коронавирус.
— Сколько времени может занять период восстановления?
— Период восстановления достаточно длительный. Он зависит от тяжести заболевания. Если человек перенес тяжелую форму ковида, то потребуется от полугода до года. Иной раз — до полутора лет.
— В чём особенности реабилитации для диабетиков? На что следует обратить особое внимание?
— В период реабилитации нашему больному необходимо держать сахар под постоянным контролем. Если до ковида достаточно было одного раза в день, то теперь следует проверять уровень сахара до 5-6 раз. При этом больной должен принимать свою обычную терапию. То, что доктор прописал. И никакого самолечения! Но, к сожалению, зачастую пациенты игнорируют назначения врача — не принимают сахароснижающие препараты и не собираются этого делать.
— Чем это чревато?
— Сердечно-сосудистыми осложнениями, инфарктом, инсультом, нарушением работы почек. В целом диссиденты рискуют своим здоровьем и своей жизнью.
К примеру, есть у меня одна пациентка. Сахарный диабет у нее был выявлен еще 15 лет назад. Я назначила ей прием инсулина. Однако принимать лекарства она отказалась. А мои предупреждения, что можно остаться без зрения, почек и головы, проигнорировала. Недавно пришла на прием: «Доктор, со здоровьем — беда: все так, как вы и говорили, глаза практически не видят, перенесла инсульт...» В свои 50 лет женщина стала глубоким инвалидом.
— Так какую терапию «доктор прописывает»?
— Как правило, больному назначаются препараты против тромбообразования. А также витамин Д, который в настоящее время считается гормоном.
У него выявлены очень хорошие эффекты: он действует и на иммунитет, и на общую сопротивляемость организма, помогая больному быстрее выздороветь. Причем витамин Д можно принимать как для восстановления, так и для профилактики. Ежедневная поддерживающая доза — 2000 единиц.
Но лучше для начала проверить его уровень в организме, чтобы не было передозировки.
Рекомендации переболевшим COVID-19 от врача-эндокринолога Инны Сидориной:
-
Регулярно контролировать уровень сахара в крови — от 3 до 6 раз в день.
-
Контролировать уровень тромбообразования. Сдать анализ на Д-димер.
-
Принимать витамин Д — не менее 2000 единиц в день.
-
Соблюдать диету, ограничив потребление быстрых углеводов.
-
Больше находиться на свежем воздухе.
-
Ходьба и физическая нагрузка приветствуются.
— Реабилитацию эффективнее проводить самостоятельно или под наблюдением своего доктора?
— Конечно, под наблюдением врача. Дело в том, что повышение уровня сахара наблюдается и у пациентов, у которых ранее не было сахарного диабета — в этом случае приходится проводить дополнительную диагностику.
Пациенты с сахарным диабетом и пациенты с впервые выявленным повышением сахара требуют коррекции лечения, часто нуждаются в инсулинотерапии и последующем наблюдении у эндокринолога и терапевта.
— Стоит ли беспокоиться тем, у кого нет диагноза «сахарный диабет»?
— Стоит проверять и знать свой уровень сахара. К слову, очень активно сахарный диабет выявляется в ходе диспансеризации. Человек даже не подозревает о наличии этой патологии. И чаще всего этот диагноз для него — как гром среди ясного неба.
Коварство заболевания в том, что начальная стадия протекает бессимптомно. И только спустя 5-10 лет(!) появляются первые звоночки: сухость во рту, повышенная жажда, полиурия...
Диспансеризация нам, эндокринологам, очень помогает, когда мы можем своевременно назначить лечение.
— Город живёт в ожидании нового штамма коронавируса — омикрона. Готовы ли вы к очередному вызову?
— Мы уже привыкли работать в авральном режиме. Сейчас у нас небольшая передышка, чтобы собраться с силами. Но мы знаем: когда придет омикрон, наши жители будут болеть не сильно, но массово. И мой совет как доктора — надо вакцинироваться!
Имея опыт работы с коронавирусной инфекцией, на примере своих родственников, большого количества пациентов убеждена: лучшая профилактика — вакцина против COVID-19. Она не защищает от заражения, но дает большой шанс выжить.