Как живётся в нашем обществе людям с ВИЧ?
Кабинет Натальи Логиновой трудно назвать медицинским: мягкий диванчик с яркими подушками, по стенам — бабочки, на полу - цветы в больших горшках и переливающаяся неоновыми огнями елка. На журнальном столике булькает закипающий чайник. В общем, домашняя уютная обстановка. Но именно здесь вот уже в течение десяти лет Наталья Ивановна, ведущий специалист отдела по борьбе с ВИЧ-инфекцией, ведет приемы пациентов.
На ее глазах прошла не одна — десятки судеб новоуральских семей. Тех, кто, узнав о диагнозе, нуждался в помощи врача. Она близко к сердцу принимает жизненную ситуацию каждого пациента — сочувствует, переживает. В какой-то момент поняла: она хочет, нет, она должна выплеснуть всю накопившуюся за этих людей боль и передать то, что чувствуют они. Села писать книгу «Зона терминатор». Родились первые главы. О не придуманных героях будущей книги мы и решили поговорить с Натальей ЛОГИНОВОЙ.
- Маша, Соня, Анна, Женя - собирательные образы ваших пациентов. Придумать такое невозможно...
- Годами наблюдая за своими пациентами, проживая их жизни, я настолько прониклась, что уже не могу молчать. Я понимаю, как им трудно жить со своим диагнозом. А многих уже просто нет и они никогда не расскажут свою историю о том, с какими трудностями им пришлось справляться. Я не хочу, чтобы они ушли бесследно.
- Ситуация Маши, когда успешная девушка неожиданно узнает о своем диагнозе. Насколько она типична для Новоуральска?
- Мы давно говорим о том, что болезнь выплеснулась в общество. Болеют сегодня не наркопотребители и не маргиналы, а обычные граждане, которые рожают и воспитывают детей, имеют престижную работу. Они не инопланетяне и не обязательно асоциальные члены нашего общества. Они — обычные жители Новоуральска. Изменены имена, профессии, но переданы реальные жизненные ситуации.
Как это бывает, когда человек узнает о своем диагнозе и мир в секунды рушится, и кажется, никого нет рядом — боль и отчаяние наблюдаю практически каждый день.
- Обвинения врачей в том, что это они выдумали ВИЧ, тоже имеет место быть в вашей практике?
- Увы... ВИЧ — это хроническое заболевание, и, как любое другое, его надо лечить. Прием препаратов - это жизнь для нашего пациента: благодаря лекарствам вирус блокируется и не разрушает иммунитет.
Государство берет на себя ответственность обеспечивать больных лекарствами пожизненно. Для пациента лечение абсолютно бесплатно. А государству лечение только одного больного ежегодно обходится в сумму более 1 млн рублей! В Новоуральске на сегодняшний день антиретровирусную терапию получают 550 человек. А сколько таких по всей стране?!
Если человек не пренебрегает лечением, он может прожить свою обычную жизнь. А если не верит врачам, все заканчивается весьма печально. Только с начала этого года ВИЧ и сопутствующие заболевания унесли жизни 32-х человек.
- Почему пациенты нередко отказываются от помощи врачей?
- Людям приятнее жить в плену заблуждений, убедив себя в том, что вируса иммунодефицита человека не существует. Тем более длительное время пациент чувствует себя хорошо. Болезнь о себе никак не заявляет. И человек живет, как все. Но ровно до того момента, пока не начинает болеть. А помочь ему трудно: иммунитет уже разрушен. Его уже не лечить, а спасать надо.
- Почему больной, как ваша героиня, боится, что о диагнозе узнает окружение? Вообще, что важнее всего для людей, живущих с ВИЧ?
- Чтобы окружающие относились к нему с пониманием, а не с осуждением. Человек не виноват, что он болен. Мы же не считаем изгоями онкобольных. Почему тогда, узнав о диагнозе ВИЧ, знакомые прекращают с ним всякое общение и человек остается в изоляции?
Знаете, мне очень импонирует фильм «Филадельфия» с Томом Хэнксом в главной роли — о проблемах ВИЧ-инфицированных людей. В фильме столько доброты, режиссер передает понимание общества. И насколько трудно людям с ВИЧ жить в России, в Новоуральске…
- Почему в нашем благополучном городе люди не толерантны?
- Наверное, от недостатка информации. За годы эпидемии в обществе сложилось мнение, что болезнь пришла из среды наркозависимых и жриц любви. Потом болезнь вышла в обычное общество, но плохая «репутация» осталась. А сломить стереотип очень сложно.
- Ранее мы с вами, Наталья Ивановна, уже говорили, что ВИЧ-инфицированные не остаются один на один со своей бедой: есть вы и целый отдел медиков…
- Главное, чтобы сам человек осознал: ему необходимо лечение. Ведь часто возникают психологические барьеры, особенно среди молодых пациентов. Они не хотят посещать врача, отказываются принимать лекарства. А есть другой момент: наши пациенты воспринимают нас как родных - они пришли и будут с нами пожизненно. Поэтому порой ведут себя как дети — капризничают, выражают недовольство. Могут и в алкогольном опьянении на прием прийти. Мол, любите нас, какие мы есть, — мы же ваши…
- Любите?
- Своим пациентам я помогаю как могу — убеждаю, сопереживаю, вселяю надежду. Часто за прием из тебя вытягивают все силы, энергию, душу. Домой приходишь совершенно опустошенной. Мы все так работаем. В каждом человеке я стараюсь видеть только хорошее и быть открытой миру. Это моя философия. Я так живу.
- Первое декабря - День борьбы со СПИДом. Эта дата для вас что-то значит?
- В этот день в обществе вспоминают, что «где-то» живут люди с ВИЧ. Приводят статистику жертв СПИДа. В общем, поворачиваются к проблеме лицом. А мне хочется, чтобы о людях со статусом ВИЧ звучало как можно больше правдивой информации. Чтобы она не замалчивалась. А наше общество должно научиться относиться к их жизням как к ценности. Только тогда можно вывести их с тёмной стороны, из зоны терминатор - к свету, вернув веру, надежду, осознание, что они такие же, как все. И моя книга — это попытка достучаться до людских сердец. В обществе не должно быть места равнодушию и безразличию.
***
Терминатор - в астрономии граница света и тени на поверхности Луны, планеты или спутника.