С начала года на территории округа выявлено 62 новых случая ВИЧ-инфекции, а всего с начала эпидемии, с 2000 года, — 1588 случаев.
Статистика — вещь упрямая и многоговорящая. Именно цифры дают возможность правильно оценить ситуацию и спрогнозировать развитие той или иной эпидемии. Кроме того, в условиях пандемии COVID-19 хотелось узнать, как коварный коронавирус повлиял на общую картину с ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Вокруг статистики мы и решили построить разговор с заведующим отделом по борьбе с ВИЧ-инфекцией Александром ШИРЯЕВЫМ.
— Александр Сергеевич, как Новоуральск выглядит на фоне соседей?
— Как вы знаете, Свердловская область входит в тройку лидеров по распространению ВИЧ-инфекции. И в настоящее время среднестатистический показатель пораженности (соотношение количества жителей с диагнозом ВИЧ на 100 тысяч населения) по области составляет 1,6%, в Новоуральске этот показатель — 1,3%, что неплохо.
За 11 месяцев этого года мы выявили 62 новых случая ВИЧ. Для сравнения: за аналогичный период 2020-го — 69. Однако в текущем году был значительно увеличен охват обследованиями на ВИЧ: в 2021-м скрининг был проведен 14 988 пациентам, в 2020-м -10519.
— С чем это связано?
— Как бы парадоксально это ни прозвучало, ковид нам в помощь. Дело в том, что обследование на ВИЧ проходят все пациенты, госпитализируемые в ковидный госпиталь и его филиалы. А в связи с пандемией поток больных значительно вырос. Тем не менее при увеличенном скрининге мы не увидели роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Это важный и очень отрадный момент.
— Каков возраст вновь выявленных носителей ВИЧ?
— Мы уже не первый год отмечаем тенденцию: ВИЧ-инфекция значительно «постарела». Среди 62-х «новичков» 59 — это люди старше 30 лет. Из них 15 — старше 50-ти. Есть такие, кому за 60 и даже за 70 лет. Другими словами, они инфицировались давно. А инфекция была выявлена благодаря тому, что люди, ощутив ухудшение своего здоровья, стали чаще обращаться за медицинской помощью.
Отрадно, что среди новых случаев мы не увидели молодых людей. Это говорит о том, что запрос молодежи на ЗОЖ имеет место быть. Уже не модно употреблять инъекционные наркотики, иметь многочисленные и беспорядочные половые контакты. Люди ответственно относятся к своему здоровью и осведомлены о проблеме ВИЧ-инфекции.
— Сказывается ли влияние пандемии на общей картине с ВИЧ?
— Одна инфекция не вытеснила другую. ВИЧ-инфекция — это хроническое заболевание, передаваемое при контакте с кровью инфицированного человека, незащищенных половых контактах и от инфицированной матери ребенку. А у коронавируса — аэрозольный механизм передачи. Так что прямой связи здесь не прослеживается. Из 974 ВИЧ-положительных пациентов на диспансерном учете состоят 904. Так вот, из них COVID-19 переболели лишь 17 человек.
— А мне казалось, что люди с ослабленным иммунитетом больше других рискуют подхватить коронавирус...
— К счастью, это не так. Из 904 наших пациентов 650 получают антиретровирусную терапию. И уровень иммунитета у них такой же, как у здорового человека. Количества иммунных клеток оказывается достаточно, чтобы противостоять различным инфекциям, в том числе и ковиду. К слову, 250 ВИЧ-инфицированных сделали прививки от COVID-19. И это их осознанный выбор. Да, они понимают, что находятся в группе риска, поскольку ВИЧ-инфекция пока не излечивается и человек вынужден пожизненно принимать терапию. Но они идут и прививаются. Никаких осложнений у них не выявлено. Из числа привитых 10 переболели коронавирусом, но в легкой форме.
В конце ноября специалисты вашего отдела совместно с «Порталом доверия» и Управлением образования провели горячую линию. Горожане вновь продемонстрировали высокий градус интереса к проблеме
ВИЧ/СПИДа. Предлагаю ответить на самые «горячие» из 48-ми поступивших вопросов.
— Опасно ли находиться в одной палате с ВИЧ-инфицированным?
— ВИЧ-положительный пациент не опасен ни для кого в бытовом плане. Если вы пользуетесь вместе с ним одним стаканом, одной ложкой и дышите одним воздухом, это не страшно.
— Еще один «горячий» вопрос: должен ли ВИЧ-инфицированный принимать свою терапию, находясь в ковидном госпитале?
— Безусловно. Принимая свои лекарства, он поддерживает свой иммунитет и снижает количество вирусов в крови, что помогает организму бороться с коронавирусом и приходить в норму.
— О чём говорит статистика смертности среди ВИЧ-инфицированных?
— Сравним показатели двух последних лет. Так, за 11 месяцев 2020 года умерли 45 человек, за тот же период нынешнего — 37. Два пациента, умершие от ковида, посмертно были выявлены как ВИЧ-инфицированные.
— Не секрет, что ВИЧ-позитивные женщины становятся матерями. Насколько велик риск передать инфекцию ребенку?
— Всего с 2000 года от ВИЧ-положительных матерей родились 315 малышей, из них 9 — в этом году. В целях профилактики применяется курс трехэтапной химиотерапии. При соблюдении всех трех этапов риск инфицирования ребенка, и это официальная статистика, — менее одного процента. Подавляющее большинство наших детей, имеющих статус ВИЧ, — это дела давно минувших дней, когда применялась двухэтапная терапия. Как показала, практика, она была не так эффективна.
— И много ли у нас детей с ВИЧ-статусом?
— Сейчас на учете — 19 детей. Но не все они рождены от ВИЧ-положительных матерей. К примеру, две девушки 16-ти и 17-ти лет в возрастную категорию «дети» входят, но заразились они половым путем от ВИЧ-положительных партнеров. Молодой человек выявлен за месяц до своего 18-летия и перешел в категорию «взрослое население». Девушка, рожденная от ВИЧ-инфицированной матери в 2003 году, живет с ВИЧ-статусом уже 18 лет: она принимает терапию и чувствует себя как любой здоровый человек.
Вообще, человек, живущий с ВИЧ и принимающий терапию, может прожить и проживает свою обычную биологическую жизнь. Также стоит напомнить, что прием терапии является профилактическим фактором возможной передачи ВИЧ-инфекции.
— Нет ли перебоев с препаратами для ваших пациентов?
— Несмотря на пандемию по коронавирусу, дефицита лекарств мы не испытываем. Государство тратит колоссальные средства, предоставляя все препараты для лечения ВИЧ бесплатно. А фармкомпании работают над усовершенствованием лекарств: препараты последнего поколения таковы, что человеку достаточно принять одну таблетку в день, вместо того, чтобы пить таблетки горстями. Но доля трехкомпонентных препаратов в общем перечне поступающих лекарств пока невелика. В целом же государственная стратегия, принятая на 2021-2030 годы, заключается в формуле «90/90/90».
— Что она означает?
— 90 процентов ВИЧ-инфицированных должны знать о своем диагнозе. 90 процентов из состоящих на учете должны принимать терапию. И 90 процентов из числа лечащихся должны иметь не определяемую вирусом нагрузку. Мы к этим показателям стремимся.
— Важно ли информировать население об опасности ВИЧ?
— Вне всякого сомнения. Лидирующий путь передачи инфекции — половой. Вот где высок риск заражения. Но это естественная потребность человека, она направлена на продолжение рода. Поэтому говорить о том, какие средства использовать, чтобы себя обезопасить, необходимо. Причем говорить начиная со старших классов. В Новоуральске уже много лет ведется профилактическая работа. В этом плане показательны слеты волонтеров, когда команды школьников демонстрируют свои знания и несут их в массы. Идет диалог равных с равными. И то, что сегодня среди ВИЧ-инфицированных мы не видим молодых людей, говорит в пользу профилактических мер.
Но сейчас всем нам важно пережить пандемию. Как говорил мудрый царь Соломон, «все пройдет, пройдет и это». Я всем желаю здоровья и терпения. Заботьтесь о себе и своих близких.