Как-то так выстроились звёзды, что во время идущей сейчас пандемии мне на глаза случайно попалась книга Яны Вагнер «Вонгозеро». Точка отсчёта там как раз пандемия, отчасти похожая на ту, что вокруг нас. Книга увлекла. За ней увлекла вторая. А читая их, я невольно вспоминал другой роман с постапокалиптическим сюжетом — «Метро-2033».
«Метро». Дмитрий Глуховский
«Как же, как же. Референдум. Народ скажет да — значит, да. Скажет нет — значит, народ плохо подумал. Пусть народ подумает еще раз».
Честно сказать, читал его давно, когда роман только вышел и не оброс параллельными сериями и компьютерными играми. Речь в нём идёт о москвичах, нашедших приют в подземельях метро после ядерной войны.
Главный герой проходит их от ветки к ветке и видит, что на одних пытаются поддерживать коммунистические принципы жизни, на других — националистические, на третьих — республиканские и т.д.
Одни из главных качеств романа: отлично прописанный герой со всеми его потаёнными думами; великолепная детализация окружающего пространства; экзистенциальное, скажем так, наполнение, касающееся смысла жизни, морали, нравственности в условиях непонятно куда катящихся остатков цивилизации. Видимо, всё это и позволило роману стать культовым.
«Вонгозеро». Яна Вагнер
«Эпидемия вышла из-под контроля, если он вообще был, этот контроль».
Сюжет таков — группа людей бежит в Карелию, пытаясь опередить волну эпидемии, накрывающей Москву и весь мир.
Развивается всё в рамках сценария, похожего на окружающую нас реальность: пандемия, пневмония, изоляция, люди в масках, масса запретов, поиск вакцины. Потом: карантин, дикая смертность, лекарства из военных грузовиков, блокпосты. И никакого плато.
Роман — по сути дневник, написанный главной героиней. Основная линия — отношения с любимым мужчиной, идущие на фоне побега. И идёт эта линия через переживания и бесконечный внутренний диалог: «почему он так поступил?», «как неудобно умирать в дачных посёлках». Через одну сигарету на двоих после. Через «не волнуйся, малыш, спи».
«Живые люди». Яна Вагнер
«Мама сегодня не будет умываться. Мама сейчас ляжет и сдохнет».
Продолжение «Вонгозера». Вторая книга менее лирична, но всё так же переполнена размышлениями главной героини. Правда, они уже более выживательного вектора.
Особо интересно, что во второй книге у героинь появились подробности жизни «до». И это придало выпуклость персонажам, помогло пониманию их взглядов и поступков.
Случилась эта выпуклость, когда вынужденные взять на себя заботу о рыбалке девушки неожиданно вылавливают большую форель. И на радостях тырят у отца главного героя полбутылки спирта. За распитием и сближаются. М-да.
Потом от инфекции вымирает турбаза на соседнем берегу. Потом провалился под лёд один из героев. Потом от инфекции умирает другой. За ним — его жена… И нет в этой книге ничего, что можно было бы, не кривя душой, назвать стопроцентным хэппи-эндом.