«Нейва» продолжает рассказ о талантливой молодежи Театра музыки, драмы и комедии.
Наш театр отметил 70-летие. Отрадно, что за эти годы он сохранил интерес и любовь поклонников. Во многом благодаря ярким, талантливым артистам. Коллектив с годами молодеет, а это показатель здорового творческого начала. С некоторыми артистами хочется познакомить читателей «Нейвы» поближе. Сегодня наш герой — Ксения Чурсинова.
«Я дико боялась сцены»
— Ксения, новоуральцы прежде всего помнят вас как солистку ансамбля «Горенка». Как начинался ваш творческий путь?
— Действительно, все началось с семейного ансамбля «Горенка», в то время мы еще жили в Лесном. Мама была руководителем, папа аккомпанировал на баяне и других инструментах, брат с сестрой тоже принимали участие в коллективе. А вот я не хотела выступать, мне было страшно выходить на сцену.
Помню, как-то раз со мной выучили частушки и я должна была их исполнять на концерте. Но когда увидела зрительный зал, наотрез отказалась выходить. Не помню уже как все прошло, а вот это впечатление осталось. Я и сегодня испытываю волнение перед выходом на сцену. Правда, с опытом научилась себя контролировать.
— Вспоминается еще ваше сотрудничество с Муниципальным духовым оркестром. Насколько оно было важным?
— Мне тогда было лет 12. Художественный руководитель Геннадий Соколов пригласил меня, услышав, как я пою народные песни. Было много концертов, выступлений на праздниках. Главный мой хит того времени — русская народная песня «Субботея».
Со временем изменился репертуар — помимо фольклора я стала часто петь эстрадные и джазовые композиции. На гастроли с оркестром мы ездили очень активно: на Каннский фестиваль я, правда, не попала, зато в Москве выступали — это были самые запоминающиеся и веселые времена, полные впечатлений.
— И в итоге столица вас околдовала?
— Ну, я жила там с 2005 года. После окончания музыкального училища им. Чайковского в Екатеринбурге решила поступать в Московский государственный университет культуры и искусства. Попала к мастеру Александре Стрельченко, народной артистке СССР. В этом мне очень повезло: она помогла развить мой голос как в академическом направлении, так и в эстрадном.
Я стала владеть разными манерами исполнения. Это пригодилось, когда я перешла на эстрадный репертуар. Четыре года я была солисткой в концертном коллективе Центрального Дома Российской Армии. Мы объездили практически все крупные города России с гастролями, летали к военнослужащим с концертами аж в саму Арктику и даже выступали перед бойцами в Сирии.
Я сотрудничала с известными композиторами, пела на центральных площадках Москвы. Работала с различными известными оркестрами: духовыми, эстрадными, народными, а также в составе экзотик шоу-группы «Русское disco», была солисткой ВИА «Белые росы», чей сольный концерт проходил в Кремле.
— Как же вы, после такого мощного старта, решились вернуться в наш закрытый городок?
— Это случилось, когда я была в декретном отпуске: приехала к родителям в Новоуральск и попала на спектакль нашего театра «Сорочинская ярмарка». И он меня просто потряс: я в детстве часто ходила в театр, и в Москве много где бывала. Так вот, этот спектакль оказался объективно на уровне самых лучших столичных постановок, которые я видела.
Наш театр предстал передо мной таким современным, интересным! Я захотела играть на его сцене. Мне вдруг стало скучно быть просто певицей.
Пришлось взять в руки саблю
— Как вас встретили в ТМДК?
— Прекрасно встретили. Это ведь мои друзья-артисты Анна Костарева, Василий Овчаров, с которыми я раньше часто выступала с духовым оркестром, предложили мне перейти в труппу театра. Да и другие ребята оказались отличные! Я тогда подумала — а почему бы нет?
Актерское мастерство нам в университете преподавали и спектакли мы ставили. Я играла разные роли — в том числе Бабу-Ягу. И еще я работала в Москве в народном фольклорном театре. Так что пусть небольшой опыт, но он у меня был! Я прошла прослушивание перед комиссией и в 2018 году пришла работать в ТМДК.
— Не жалко было бросать столицу?
— Совсем нет. Во-первых, у меня была цель — стать актрисой, потом моему ребенку здесь гораздо комфортней.
— Легко ли было влиться в коллектив театра?
— Вполне. И войти в репертуар оказалось несложно. У нас как раз ставили «Снежную королеву» и режиссер Елена Артюхина предложила сыграть роль Атаманши. Но она тогда еще не знала меня и моих возможностей. Так что пришлось доказывать делом: взяла саблю в руки, вскочила на стол… И меня сразу поставили в премьеру. Все очень тогда смеялись. Решили, что я характерная артистка.
— Ну, это, наверное, так и есть?
— Вообще, мне близки драматические серьезные, сложные роли! Но и характерные я люблю, там есть что сыграть. Вот бабушка Ануш в спектакле «Ханума», который восстанавливала Яна Русинова.
Было необычно, эта роль без вокала вообще. Но там интересный костюм, сложный грим... Сначала у меня не было понимания, как ее изображать в принципе. И вот в процессе, с каждой репетицией, находок становилось все больше — от походки до голоса. Пазл в итоге сложился!
— Но в других спектаклях вы себя как вокалистка проявляете очень убедительно! Какие роли нравятся больше?
— Роль Мариулы в «Ледяном дворце». Тогда пришлось много поработать над развитием диапазона с коучем по вокалу Еленой Захаровой. У нее своя методика, свои приемы, и я рада была возможности совершенствовать свое мастерство. Потом роль Элоизы в спектакле «Граф Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес». Это очень неоднозначный персонаж, со своей трагедией.
За графа Орловского в оперетте «Летучая мышь» я в прошлом году получила награду в номинации «Лучшая женская роль второго плана» на фестивале «Браво!». Кстати, это моя первая театральная награда, хотя как певица я, конечно, не раз становилась лауреатом разных конкурсов, в том числе международных.
— Продолжается ли ваше сотрудничество с муниципальным духовым оркестром?
— Конечно. Мы продолжаем работать. Правда, вместо народных песен я теперь пою классику и джаз. Я вообще люблю исполнять классику — это сложно и требует много работы, а с другой стороны дает удовлетворение в профессиональном плане. Зато дома у меня звучит другая музыка — которая расслабляет и поднимает настроение — дип-хаус, например.
— Что есть в вашей жизни кроме работы?
— Театр занимает основное время. А помимо него у меня все заботы связаны с сыном, который растет и требует все больше внимания. Я часто беру его с собой: он обожает ходить в гости к артистам по гримеркам и общаться. Все его знают, осветители дарят ему разные фонарики. Так что ребенок растет в театральной среде и уже многое тут понимает.
Фото из архива Ксении Чурсиновой