Из родственников, которые помнят историю рода Мурашко и Корюковых, остался только пожилой дядя, которому Маша помогает. Многое рассказала девушке бабушка, но, когда её не стало, Мария начала тщательно изучать свои корни и поставила цель - непременно посетить место, где родились и жили её предки.
Все её «раскопки» привели к деревне Воробьи, от которой осталось заросшее кладбище.
К слову, этой весной с помощью энтузаистов на погосте прошёл субботник - около 30 активных и неравнодушных к памяти о деревне жителей Новоуральска освобождали территорию кладбища от валежника.
В середине июля мечта Марии сбылась - она побывала в Воробьях. А вместе с ней - журналист «Нейвы» и новоуральские краеведы и туристы.
Куда делись Воробьи?
Но сначала напомню, что это такое - урочище Воробьи.
В 12 км от Пальников есть местечко, которое раньше называлось деревней Воробьи. Её не стало в 80-х годах прошлого века, и теперь это сплошное поле. К Воробьям можно попасть и с другой стороны - из посёлка Половинный, что находится рядом с Верхним Тагилом. Что мы и сделали.
История Воробьёв печальна. Очень подробно её описал в январском номере 2016 года газеты «Нейва» уроженец деревни Вениамин Гаренских. Деревня была освоена русскими во второй половине XVII века, когда сюда пришли раскольники-староверы. Это место было удобным промежуточным пунк-том: от Воробьёв до ближайших в обе стороны населенных пунктов (Верхнего Тагила и села Трёка) - расстояние около 25 вёрст. «В моё время в деревне оставалось чуть больше 50 домов. А также школа, изба-читальня, магазин, - вспоминает в своей статье Вениамин Гаренских. - Школа, разумеется, была начальная, четырехклассная. Под избу-читальню была переоборудована старая часовня. Она принадлежала церковному приходу Верхнего Тагила и работала в основном зимой, по вечерам. Молодежь листала газеты и журналы. В центре деревни стоял высокий столб, на котором висел колокол. Внизу на столбе был подвешен кусок рельса, в который били, чтобы созвать людей на работу. Но Воробьям не повезло: их угодья начали использовать однобоко - для выращивания многолетних трав на корм скоту. Сезонная работа для небольшого числа механизаторов. Все это привело к практической ликвидации деревни в 1969 году. В 1979 году в Воробьях еще было изрядно домов, разграбленных, полуразрушенных. Бывшие огороды заросли бурьяном в человеческий рост. В 1981 году остатки строений снесли бульдозерами, а землю перепахали в поле. В конце 80-х усилиями УЭХК от Пальников до Воробьев была сделана щебеночная дорога. Поговаривали, что на месте моей родной деревни будут что-то строить, место это собирались осваивать заново. Однако ничего такого не случилось…»
«Не плачь, мама!»
Как попасть в урочище из Кировграда, Мария не знала, да и собственного транспорта у неё нет. В лесу она бывала редко, и туристкой Машу совсем не назовёшь. К тому же среди её знакомых не было людей, знавших, как добраться до Воробьёв. Оно и немудрено: дорога туда известна только опытным туристам, краеведам и охотникам. Много времени девушка потратила на поиски знающих эти места людей, и судьба вознаградила её за пытливость: постепенно запутанный клубок из новых знакомств привёл Марию к новоуральскому краеведу Павлу Исакову.
Собрав компанию заинтересованных туристов, Павел Анатольевич вызвался осуществить мечту Маши. Или точнее - Маруси. Девушке нравится, когда её зовут именно так.
Пока мы все вместе добирались до Воробьев, она рассказала немного о себе. Марии - 35, она работает воспитателем в детском саду и очень любит свою работу. Для детей совместно с родителями она часто устраивает экскурсии и поездки. Например, в живописный Висим. Кроме этого, Маруся - волонтёр. Она пристраивает бездомных животных в Кировграде и знакома с нашими приютами. Пытливый исследователь - это ещё одно положительное качество Маруси.
Взяв с собой в непростое путешествие сына-подростка Ивана, Мария проделала путь от Кировграда до посёлка Половинный на общественном транспорте, а затем, встретившись с новоуральской группой, осилила и более 20 км пешим ходом по лесным зарослям в жару. Отмечу, что кировградцы отлично подготовились к дороге: взяли рюкзаки со всем необходимым, чтобы защититься от комаров, слепней и оводов (которые постоянно атаковали нас в лесу), воду и продукты и ни разу не пожаловались на долгий путь или нудную дорогу. В отличие от меня.
Когда наши уставшие ноги подошли к урочищу, Маша расплакалась. Сынишка тут же подбежал к ней, приобнял, утешил: «Не плачь, мама!».
- Крайне редко мы выбираемся на природу, поэтому первое, что впечатлило в нашем походе - это красивые места, - делится впечатлениями Маруся. - Очень жалко, что деревни нет и я не увидела её такой, какой видели мои дедушки и бабушки. Но я счастлива, что наконец моя мечта сбылась. Не смогла удержать слёз - постеснялась плакать в нашей компании, уединилась! От всей души хочется поблагодарить Павла Анатольевича. Замечательный человек, он подарил мне мечту и открыл для меня родину моих предков.
Павел Анатольевич же о своих чувствах сообщил скромно: «Хорошо, что дошли». Ваня, видя радость мамы, тоже был переполнен счастьем. Он с интересом расспрашивал туристов про их походы, а они делились со школьником своими историями, которых было так много, что даже не хватило дня.
В урочище мы посетили могилы захороненных здесь жителей (в основном с фамилией Корюковы и Гаренских), памятник туристу Михаилу Чернякину, прогулялись по полям и узнали, где здесь был центр и где любили отдыхать жители деревни. Искупались в мелкой речке Казачий Шишим и устроили хороший пикник с познавательными историями и воспоминаниями. А во время лесной прогулки набрали большие пакеты хороших грибов.
В завершение поездки мы расстались друзьями и поддерживаем общение. Вот такая светлая история о том, как сбываются мечты и встречаются добрые люди на жизненном пути.