Родоначальники известной на селе династии Морковских-Редькиных приехали в Тарасково в середине прошлого века.
Иван Иванович и его жена Прасковья Леонтьевна Морковские до сих живут в памяти людской. Дочь Ольга Редькина трудилась в агрофирме «Уральская» главным экономистом, а потом еще более 10 лет возглавляла профсоюз. Вторая дочь, Татьяна Горина, тоже посвятила жизнь сельской экономике. Сергей и Петр Морковские всю жизнь проработали водителями в агрофирме. А теперь уже дети и внуки трудятся во славу родного села.
Про эту семью можно смело сказать — на селе родились, здесь и пригодились! Лучшей кандидатуры, чтобы нарисовать идеальный портрет жителей села и отправить его на конкурс «Россельхозбанка», представить трудно (жаль, что мы об этом раньше не подумали!). Итак, знакомимся с династией.
Пятьсот лет стажа трудового
«Наши родители были удивительными людьми. Просто удивительными! Мама Прасковья — неграмотная, но такая высококультурная, правильная, моральная — ее уважали все. Отец с тремя классами церковно-приходской школы был инженером с большой буквы. Он в детстве собрал действующую паровую машину. А в Тарасково был одним из руководителей большого гаражного хозяйства «МТМ», оно расшифровывалось как Морковский-Терещенко-Метюнин… Мы гордились своими родителями, что и говорить!» — так говорит о своей семье моя собеседница Татьяна Горина.
В семье Морковских было пятеро детей: Татьяна, двойняшки Ольга и Сергей, Анна и Петр. Все трудились в агрофирме или на УЭХК. «С детьми, внуками, зятьями и снохами общий трудовой стаж нашей семьи в селе я посчитала — 475 лет! Внушительно? А то!» — с гордостью замечает Татьяна Ивановна.
Послевоенное голодное детство маленьких Морковских проходило в совхозе. Они помогали маме и отцу справляться с большим хозяйством, не боялись никакой работы, а главное — были как один сплоченный кулак, друг за друга стояли горой, что бы ни случилось!
Слово Ольги на селе — последняя инстанция
Сейчас главой семьи и вдохновителем всех Морковских-Редькиных близкие считают Ольгу. Ольга Ивановна почти 40 лет была главным экономистом агрофирмы «Уральская», а потом еще десять — профсоюзным лидером села! Боевая, деловая, принципиальная, она преодолевала все трудности сама и младших в семье поддерживала советом и делом.
С Ольгой Ивановной встретиться нам помешала пандемия, ее супруг недавно перенес ковид. Зато мы смогли поговорить о ней с еще одной уважаемой жительницей Тарасково Верой Корбан. И вот что она рассказала об Ольге Ивановне Редькиной:
— Внешне она выглядит железным человеком, но душа ее отдана людям! Требовательная к себе и другим, не терпит разгильдяйства в работе, ее слово на селе последняя инстанция — заслужила уважение в народе. Было время, когда Ольга вела в клубе «Школу экономических знаний» для начинающих специалистов агрофирмы, и с годами ее характер и желание помогать людям не угасли. Совсем недавно работникам сельского хозяйства пересматривали пенсии, к нам из Пенсионного фонда представители приехали. Так за каждого жителя Ольга стояла горой и отстаивала интересы людей! Ей самой прибавка не положена, она кабинетный работник... Ну и что, она не за себя, всю жизнь не за себя. Она даже в последний путь провожать каждого человека приходит, считает это долгом своим святым. И люди проникаются ее искренними, душевными словами. Жемчужина села нашего, по-другому об Ольге и не скажешь!
«Смеёмся, детство вспоминаем»
Клан семьи Морковских-Редькиных-Гориных — более 50-ти человек. У моей собеседницы Татьяны Ивановны — восемь внуков и четверо правнуков. Дочка Мария однажды совершила мирный подвиг. Соседка в их доме пила, гуляла по ночам и новорожденную дочку оставляла совсем одну. У многодетной мамы Марии с мужем терпение кончилось детские крики слушать, они вытащили крошку поздней осенью из раскрытого окна, отогрели, вылечили и оформили опекунство на себя. У них на тот момент четверо сыновей было, и страх как не хватало лапочки-дочки для полного счастья. Так что бесстрашие и стальной характер у этой семьи без преувеличения в крови, на труд и на подвиг готовы всегда.
Главное увлечение Татьяны Ивановны тоже передалось ей по наследству — она занимается вышивкой картин и икон, забытым старинным ремеслом:
— Наша мама была рукодельницей от Бога. Скатерти, покрывала, ручные полотенца — все ее руками вышито, храню их как реликвию. Я всем своим домашним вышила по ручнику и иконы их покровителей, пусть помнят о нас, когда мы уйдем…
Чтобы быть единым целым, Морковским и повод не нужен. Старшее поколение любит собираться за большим столом, приносят соленья-закуски и часами вспоминают детство — золотое, голодное. Они — настоящие труженики села, пахари, искренне и всей душой любящие родное Тарасково.
— Татьяна Ивановна, почему вы так упорно не хотели уезжать из села, ведь можно было ездить на работу и возвращаться? — спрашиваю Татьяну Ивановну я на прощание.
— Я тебе так скажу, по правде, без обид. Сельские люди — они настоящие, без камушков за пазухой. Как-то при мне один начальник ляпнул, что на селе, мол, пьянь одна живёт. Меня как плеткой стеганули! Говорю ему, если бы эта пьянь не пахала так на городских, вы б с голоду опухли все давно! Мы — пахари, трудяги. А за столом общаемся — так мы по-другому не умеем жить. Хлебом-солью нужно всех встречать, а иначе люди деревенские не могут...
Фото из архива семьи