Журналист «Нейвы» прошла по Новоуральску с инвалидом-колясочником Ниной Клюсовой и оценила, насколько город удобен для передвижения на коляске.
«Дорогая редакция, осветите на страницах газеты проблемы инвалидов-колясочников, мы тоже хотим чувствовать себя полноправными горожанами», — с такой неожиданной просьбой в редакцию обратилась Нина Михайловна Клюсова.
Часто ли мы задумываемся, как в нашем городе живется человеку, прикованному к коляске? Доступны ли ему, скажем так, все блага цивилизации? Да, в рамках городской программы «Доступная среда» многое делается. Но достаточно ли, правильно ли? Вместе с нашей читательницей Ниной Клюсовой мы решили проехать-пройти по городу ее привычным маршрутом и посмотреть на проблему доступности ее глазами.
С риском для жизни
— Идемте, я вам покажу, как из квартиры на улицу попадаю, — пригласила Нина Клюсова.
Знакомимся, узнаем ее историю. …Нина Михайловна — инвалид-колясочник отнюдь не с рождения: 27 лет назад она попала в страшную автоаварию. С тех пор может передвигаться только на коляске.
Живет женщина в доме № 65 по ул. Ленина, в том самом, где раньше был магазин «Галантерея».
Ее квартира — на первом этаже, и перед подъездом нет высокого крыльца. Но чтобы она могла беспрепятственно выезжать на улицу, в подъезде установлена металлическая дверь с расширенным проемом и сделан деревянный съезд. Работы выполнены как раз в рамках городской программы «Доступная среда».
«Крутовато, но терпимо», — говорит Нина Михайловна, спускаясь по пандусу на своей электроколяске.
Коляска у женщины, обратили мы внимание, современная, удобная. Такими Управление соцполитики инвалидов обеспечивает бесплатно.
«Электроколяска рассчитана на 5 лет, а прошло уже 6, — рассказывает Нина Клюсова. — Обещают скоро поменять. Состояние коляски еще терпимое, а вот аккумуляторы слабенькие — требуют частой подзарядки. Поэтому до дальних магазинов я добраться не могу, боюсь обратно не вернуться: негде в городе их подзарядить».
Въезд во двор в прошлом году заасфальтировали — спасибо депутату Никите Мерзлову. Нина Михайловна свободно выезжает из двора и по улице Белинского спускается к улице Ленина. По Ленина до пешеходного перехода она вынуждена ехать по проезжей части: рельсы, сваренные на ступенях, не подходят под колеса ее коляски.
Преодолев «пешеходник», коляска упирается в крутой подъем: коляску надо кому-то страховать, иначе есть опасность опрокинуться назад.
«В прошлом году ремонтировали дорогу и не сделали скос, получился наплыв, — сетует Нина Клюсова. — Для обычного человека — мелочь, для инвалида-колясочника — препятствие с риском для жизни. А знаете, как строители ямочный ремонт провели? Три-четыре лопатки отсева бросили, мазутом залили и песочком присыпали. Я в поликлинику поехала и всю эту «черноту» на колесах в медучреждение привезла. Еле-еле потом колеса отмыла…»
Сварили на глазок
От пешеходного перехода направляемся к скверу Белинского: его реконструкция практически завершена, от тротуара сделаны два широких бетонных съезда — любая коляска пройдет без сучка без задоринки. «Теперь будет возможность по скверу прогуляться», — с удовлетворением отмечает Нина Михайловна.
А вот в парикмахерскую на коляске не попасть, равно как и в аптеку «Живика»: рельсы на ступенях узкие и очень крутые — ни на одной коляске не заехать. Их явно сварили на глазок, для галочки… «Пойдемте, я вам покажу идеальный пандус», — Нина Клюсова ведет нас к магазину «Оптика», что по ул. Ленина, 70. Здесь вместо рельсов — металлический лист. Как говорится, перенимайте опыт, господа строители!
Направляемся в сторону поликлиники № 2. По дороге отмечаем, что салон красоты для инвалида-колясочника недоступен, в аптеку «Радуга» ведут крутые ступени, а кнопка вызова закреплена прямо на фасаде. Как до нее дотянуться — непонятно. Разве что двухметровой рукой…
Образцовый заезд с перилами и правильным уклоном ведет к угловому магазину по ул. Ленина, 68, но промтоварный магазин по причине нерентабельности давно закрылся.
С надеждой на помощь
У поликлиники тоже удобный заезд, правда, со слегка разбитым основанием. Нина Михайловна нажимает кнопку своего «электромобиля» и в считанные секунды оказывается у входных дверей.
Мы придерживаем двери — одни, вторые, третьи, и женщина заезжает внутрь. Завидев особого пациента, медсестра Юлия Джус отправляется за… коляской. В поликлинике — узкие двери лифта, и, чтобы доставить маломобильного пациента на второй этаж, его пересаживают в местную инвалидную коляску. Правда, далеко не каждому пациенту она подойдет: по габаритам маловата. «А другой нет», — разводит руками медсестра.
Нине Клюсовой часто приходится пользоваться услугами процедурного кабинета — благо, он находится на первом этаже. Но попасть в него без посторонней помощи женщина не может: у металлической дверной коробки слишком высокий порог. И всякий раз инвалид-колясочник надеется на помощь сильных мужчин. «Не быть самостоятельной, все время от кого-то зависеть — это большая беда…» — с сожалением роняет Нина Михайловна.
Голубая мечта
А насколько доступны для инвалида-колясочника продуктовые магазины?
«Самый ближний от моего дома — магазин «Продукты», — рассказывает женщина. — Но туда мне не попасть. Есть кнопка вызова, однако она не работает. Я подъезжаю к ступеням и кричу продавцам: «Девочки, пожалуйста, выйдите!» В «Пятерочку», что на улице Первомайской, мне не заехать: не хватает угла разворота. Я приноровилась ездить за продуктами в «Магнит» на улицу Крупской».
Есть у Нины Михайловны голубая мечта — побывать в торговом центре «Комсомолец». Но добраться туда самостоятельно она не рискует: слишком далеко, и маршрут чреват препятствиями. «Хорошо, если бы в городе пустили рейсовый автобус для инвалидов, — говорит наша героиня. — Пусть даже он будет работать как социальное такси. Я согласна заплатить за поездку и 100 рублей, лишь бы была возможность попасть в другие районы города».
В свое время по обращению Новоуральской организации инвалидов ВОИ город купил такой специализированный автобус. К сожалению, прослужил он недолго. А необходимость в нем есть.
Проблема решается точечно
Проблема доступности городской среды в НГО решается поэтапно и пошагово. Политику в этой сфере определяет совет по делам инвалидов при главе НГО. Ежегодно выделяется финансирование и определяется перечень новых объектов. Так, в текущем году пандусами и съездами оборудуют 6 многоквартирных домов и обустроят 13 парковочных мест для инвалидов. На данные работы выделено почти 800 тысяч рублей. Еще 7 заявок находятся на рассмотрении.
А на последнем заседании совета, прошедшем в июне, было решено проработать вопрос по организации на территории города станций подзарядки инвалидных колясок.
Хотелось бы, чтобы и при строительстве новых объектов учитывались интересы людей с ограниченными возможностями здоровья. К слову, проблема с недостатком элементов доступности актуальна и для мамочек с детскими колясками. «Делайте сразу качественно, добротно, а не ради картинки. Это будет большим вкладом в развитие города», — высказала пожелание Нина Клюсова.