Перед 1 сентября в Новоуральске прошел рейд по неблагополучным семьям, чтобы выяснить, все ли дети готовы сесть за парты.
Акция «Помоги пойти учиться» ежегодная, проходит в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Подросток». Весь город был поделен на 14 маршрутов.
Представители школ, УВД, комиссии по делам несовершеннолетних, а также корреспонденты газеты «Нейва» пошли в семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Задача — проконтролировать, готовы ли дети к учебному году.
Дети, кошки — каждому по плошке
Ровно пять вечера. В УВД, где все мы собираемся, каждая группа из трех человек уходит по своему маршруту. Семь участковых, пять инспекторов УВД, четверо специалистов КДН и один представитель отдела уголовного розыска — таков общий состав оперативной группы.
Педагоги и заместители директоров по учебно-воспитательной работе идут в связке с полицией, одним педагогам во многие семьи заходить небезопасно… По адресам, закрепленным за районом школы № 45, направляют сегодня и нас. За два часа нам предстоит посетить пять семей, в которых живут 15 детей школьного возраста.
Первый адрес по улице М. Горького. Три минуты пребывания в квартире. Под ногами шмыгают кошки разных окрасов, детей тоже много, но все улыбчивые, чисто одетые. В семье есть родные и опекаемые ребята, все подросткового возраста. Мама Тамара вырастила своих детей, теперь оформляет опекунство на ребят из «Радуги». Суды, оформление бумаг занимают все ее время. Дом, с ее собственных слов, полностью на старших детях.
Пока педагоги выясняют готовность учеников к школе, мы с участковым инспектором Евгенией Тараненко заглядываем на кухню. В огромном чане варится бульон, рядом на плите большая кастрюля манной каши:
— Семён, ты сам это варил?
— Да, у меня каши классно получаются…
— А кошки что едят у вас?
— Да я кашу малость не доел, отдал Муське, она подлижет...
Дальше — дом на улице Крупской. В семье была проблема — пьющая мама и ее двое маленьких дочек. На третью, старшую дочь, мать лишена родительских прав, но на самом деле именно она часто выполняет роль мамы для младших.
Звонок в дверь, и нам открывает трезвая женщина. Накрашена, прибрана, собирается на родительское собрание в школу. «Трезвая мать для нас — уже праздник», — шепчет мне психолог школы № 45 Тамара Чернощечкина. Здесь мы долго не задерживаемся, правда, участковый уполномоченный Евгения все же просит женщину ликвидировать бардак в комнате, где будут учиться школьницы. Женщина послушно кивает.
«Пудель» и «Коротышка» не бросят в беде
В двух адресах комиссия наткнулась на пустые квартиры. Пообщались с соседями, завуч школы № 45 Ирина Останина попыталась дозвониться до бабушек-дедушек и самих горе-мамаш, но тщетно… «Будем ходить в гости, пока не застанем», — грустно улыбаются учителя, и мы едем дальше.
На улице Льва Толстого нас ждет сюрприз. Двое подростков, Марина и Макс, охотно открыли дверь комиссии. Отец в одиночку растит детей, в этот день он был на работе. Правда, как сказала классная руководительница детей Наталья Коровина: «С папой мы на круглосуточной связи. В школу он их оденет, а вот дойдут ли деточки до школы?!».
Марина с седьмого класса ведет вольную жизнь и не скрывает этого. Вместе с братом они устраивают вечеринки…
Но вот глядишь на них — красивые, умные, они просто маму с трех лет не видели, да и вообще хорошего ничего... А Маринка так талантливо «поет», соловьем заливается:
— Я ведь абсолютно неглупая девочка, музыку люблю. Я вот думаю после девятого из школы не уходить, а после одиннадцатого поступать в музыкальный вуз…
Тут уже заволновались педагоги и предложили Марине хотя бы экзамены сдать после 9-го, а там уж можно замахнуться и на вуз!
Всех, кого в этот день мы не застали дома и тех, кто состоит не в КДН, а на внутришкольном учете, учителям предстоит найти и буквально за руку доставить до школы:
— Помнишь, Ирина, как мы с тобой к Полине утром, перед началом ОГЭ, домой пришли. Она нас в начале года называла «Коротышка» и «Пудель». Да, прямо глядя нам в глаза. Потом хоть имена выучила. Мы, когда домой к ней достучались, увидели ее старую кровать без белья в пустой комнате — все грехи ей оптом простили. Жаль детей, очень жаль. Они нуждаются в нашей помощи и поддержке.
Рейд подошел к концу. За два часа наша команда (в большинстве своём женщины): женщины-педагоги, женщины-полицейские прочесали весь город, постучались в 50 дверей, чтобы первое сентября началось у всех...