С дозиметрами по городу прошли юные журналисты молодёжной редакции «Нейвы» «Акулы в перьях».
Вот уже три года подряд мы вместе с ребятами и учителем школы № 54 Ириной Картушиной выходим в рейд по Новоуральску, чтобы определить уровень радиации в городе.
В третий раз, а всё равно как в первый — в «молодежку» приходят новые юные журналисты, меняем мы и адреса, на которых замеряем радиацию.
Но что всегда остается прежним, так это эмоции. Эмоции у наших юнкоров просто зашкаливают. «Вау! А если я на гору заберусь высоко, уровень тоже скакнет?» — с глазами первооткрывателя кричит шестиклассник Санька, и все мы карабкаемся в гору вслед за ним.
Вам тоже интересно, как ведет себя радиация в разных городских локациях? Тогда вы с нами! Берем дозиметр и уходим в рейд!
А помнишь, как всё начиналось?
Да, мы самая стихийно собранная и юная общественная организация в городе. Да, мы ни разу не специалисты. Но за три года юнкоры «Нейвы» провели измерения радиации в 21-й точке Новоуральска и за его пределами!
Самой чистой, по нашим данным, показала себя в прошлые годы детская площадка в Привокзальном районе, там мы намерили всего 0,09 мкЗв/ч.
А самыми неблагополучными и первыми в нашем антирейтинге стали: «каменный мешок» — пешеходный переход под мостом на железнодорожном вокзале, в этом месте школьные дозиметры впервые показали нам надпись «не норма» и намерили аж 0,22 мкЗ/ч, а также площадь около стоянки в Верх-Нейвинском, где показатели школьных дозиметров сильно волновались, и в итоге мы увидели — 0,24 мкЗ/ч…
Кстати, чем ближе наша компания подходила к памятнику в центре площади Верх-Нейвинского, тем выше становился уровень микрозивертов!
В 2019 году "Акулы в перьях" сделали 7 замеров в разных частях Новоуральска
Сразу скажу, что в этом году мы сознательно пошли на эксперимент и стали искать природную радиацию, которую, если верить умной книге нашего известного земляка, ученого и писателя Александра Константинова «Занимательная радиация», могут излучать вполне привычные нам вещи: здания, гранитные памятники и даже фрукты, например, банан.
Именно благодаря этому классному и написанному языком, доступным даже третьекласснику, изданию мы узнали, что большой дозой радиации во всем мире принято считать один зиверт.
Средняя доза — 0,25 Зв, малые дозы — ниже 0,25 Зв, соответственно. Как вы понимаете, наши измерительные приборы дозиметры измеряли радиацию в микрозивертах, поэтому любые дозы, полученные нами, в общепринятом понимании были бы ничтожно малы.
И все же, когда показатели достигали отметки выше 0,20 мкЗ/ч, на лицах юных лириков, которые на один день стали физиками, читалось беспокойство!
— Ну хорошо, ребята, будет вам эксперимент, — изрекла в самом начале рейда наш постоянный эксперт и партнер, учитель физики школы № 54 Ирина Александровна Картушина. — Мы намеренно измерим радиационный фон в одном и том же месте — около гранитного памятника и в метре от него, и вы сами поймете, как выглядит природная радиация. Вперед, к открытиям!
Санька в гору — дозиметру легче
Первый замер. Самый первый замер мы делаем всегда вблизи школы № 54, городской гимназии и двух детских садов. Место людное. Дети со всех сторон. Все спешат в школу и детские сады. Большая автостоянка рядом. Лучшего места, чтобы измерить уровень радиации в самом центре города, придумать сложно. Дозиметры — в бой!
Дети пытаются запомнить обозначения, толкаются локотками — всем хочется увидеть цифры первому! «Не переживайте, каждый сегодня сделает сам несколько замеров», — успокаивает учитель. И вот мы видим — 0,17 мкЗ/ч. Это средний показатель дня, но, увы, не самый низкий.
Второй замер. Следующее место, где мы решили замерить уровень радиации, — рядом с тремя сетевыми магазинами и каменными ступенями, напротив бульвара им. Фоменко. Сначала просто измерили общий фон. Приборы показали — 0,13 мкЗ/ч.
— А можно, я к выхлопной трубе дозиметр поднесу? — предложила немногословная Настя, азарт первооткрывателя увлёк и ее.
— Конечно, давай!
И вот мы видим на дисплее уже 0,19 мкЗ/ч. Честно, не знаю, как связаны выхлопы из трубы с радиоактивным фоном, но факт остается фактом — чем дальше от стоянки, тем меньше радиация!
Третий замер. На этот раз мы решили не проводить замеры на вокзале и в Привокзальном районе, там мы уже были. А поехали в сторону Белореченской проходной.
И, буквально не доезжая несколько метров до КПП, неподалеку от предприятия «Новокон», решили измерить фон. Дозиметры — в руках Лены и Саши. В низинке, на обочине дороги, прибор показал 0,19 мкЗ /ч. Но наш шустрый Санёк не растерялся. Не выключая прибора, рванул на вершину каменных валунов и, пока девочки выбирали дорогу, боясь повредить каблуки или ноги, победоносно произнёс:
— А здесь, на вершине горы, — 0,09 мкЗ/ч всего-то… Ого, я понял, нужно жить на 12-м этаже, и тогда радиация до тебя не дотянется!
— Отчасти Саша прав, — прокомментировала Ирина Александровна. — На земле многие вещи — тот же асфальт, ступени, даже сама земля — дают дополнительный природный фон. Мы ведь даже сами замечаем, что чем выше поднимаемся, тем легче нам дышится! Чем ближе к небу, тем меньше негативного влияния многих факторов, и природных, и человеческих. Это правда.
Возвращаясь в город, мы решили остановиться в промышленной зоне и сделать еще один замер около большого супермаркета «СуперСтрой».
Четвертый замер. Мы не стали сильно выбирать место измерения. Встали прямо у входных дверей в магазин, около замысловатых деревянных фигурок. И здесь мы получили достаточно низкий показатель радиации — 0,11 мкЗ/ч. При этом рядом разворачивались и пыхтели выхлопами большегрузы и парковалось несколько легковых авто…
В самом сердце города
Следующие замеры мы решили провести на Центральной и Театральной площадях. Сразу скажу, мы провели их там целую серию. Один — на лестницах в администрацию и театр, второй — вблизи памятника и фонтана, а третий — ближе к стоянкам и пешеходным переходам. Это важно для понимания объективной картины происходящего!
Итак, замер пятый. Центральная площадь. Начинается самое интересное. Забираемся на трибу-ну и делаем первый замер -
0,19 мкЗ/ч. Ага, теперь отходим от памятника Ленину метров на десять и измеряем фон в конце большой парковки. Здесь — 0,18 мкЗ/ч.
— Ребята, сейчас я положу дозиметр прямо на гранитную плиту, из которой сделан наш Ильич, и посмотрим, что произойдет…
Смотрим. Обалдеваем и не можем сдержать эмоций — 0,29 мкЗ/ч показал наш гранитный постамент. Это рекордный показатель за все три года. Вот это да!
— Видимо, сам памятник изготовлен из высококачественного гранита, поэтому дает такой фон. Конечно, он обработан и совсем не опасен, но тем не менее прибор улавливает гранитную составляющую очень четко, — поясняет Ирина Картушина. И мы ей, конечно, верим.
Шестой замер. Теперь еще одна площадь — Театральная. На ступеньках театра прибор фиксирует всего 0,14 мкЗ/ч. Нормальный уровень для города. А вот около фонтана показатель вырастает — 0,16 мкЗ/ч. Видимо, и в материале, из которого сделан фонтан, есть доля гранитной составляющей, но не такая, как у Ленина. Нет, явно не экономили в те времена на памятнике вождю мирового пролетариата…
Седьмой, и последний, замер мы сделали около нового здания диализного центра, напротив художественной школы. На самой высокой точке, глядя свысока на Привокзальный район, мы увидели на приборе 0,15 мкЗ/ч. Хороший показатель, учитывая, что рядом — стоянка и автобусы ездят туда-сюда.
Вместо послесловия
Все-таки это иногда полезно — из писателя-лирика на пару часов превратиться в физика! Подержать в руках прибор, который не в каждом магазине купишь. Посмотреть на привычные вещи совсем под другим углом. Почувствовать себя исследователем, сделать свои, пусть и не очень значительные, открытия и понять, что всё вокруг тебя живет, дышит, развивается.
А радиация… А что радиация? Если к ней подходить разумно, как к остро наточенному ножу, она может быть очень даже полезной. На то мы и человеки, чтобы чудеса науки использовать на благо, а не во вред.
Обещаем, что в следующий раз, ровно через год, мы вас вновь порадуем интересными фактами и открытиями. Кстати, бананы! Интересно, какой у этого фрукта показатель в микрозивертах…