Этого события театралы ждали с конца прошлого сезона, когда были показаны первые наработки к премьере. Яркие номера в исполнении артистов хора поражали воображение - непривычная музыка, словно перекочевавшая на сцену с альбомов этно-поп-групп, непонятные слова, цепляющие кадры на экране. И вот всё шоу предстало перед нами целиком.
Надо сказать, что ощущения от увиденного неоднозначные. Ничего подобного наш театр еще не создавал, и зрителям придется привыкать к новому музыкальному языку, предложенному автором. Кстати, композитор Карл Дженкинс - этот седой и солидный, судя по фото в Интернете, дядечка - в прошлом буйный рокер, участник британской прогрессивной группы Soft Machine. В его довольно смелой экспериментальной постановке сошлись совершенно разные стили - от оперы до джаза. Этот крепкий коктейль основательно прочищает мозги и заставляет воспринимать музыку, как мы ее знали, совершенно по-новому. А уж что касается текста…
Для Adiemus автором было создано нечто неслыханное - слова здесь не имеют смысла и представ-ляют просто набор звуков, которые и являются по сути музыкой. Инструменты лишь сопровождают человеческие голоса. Adiemus, между прочим, тоже слово, которое родилось в воображении авто-ра. И лишь позже, порывшись в латинском словаре, он расшифровал его как «мы приближаемся» или «мы на правильном пути».
В общем, вы представляете, какой объем работы предстояло проделать артистам хора под руко-водством Евгении Решетниковой, да и всей постановочной бригаде! Почти полтора часа петь хором слова, не имеющие смысла, и не сбиться - по-моему, подвиг! Добавьте к этому участие музыкантов оркестра и балета, видеоряд и световое сопровождение - в целом должно было получиться нечто грандиозное. Ведь для создания шоу были привлечены столичные мастера: режиссер, хореограф Иван Фадеев и дирижер-постановщик Дмитрий Волосников.
Жаль, пространство театра оказалось для этой задачи маловато. Вышло довольно камерное действо, без размаха и буйства красок. Мы все давно научились нажимать кнопки в компьютере и что такое шоу, прекрасно знаем. Так что, конечно, хотелось бы всеобъемлющего звука, массовости, необычных декораций, большей работы со светом, живого оркестра на сцене - так это все и выглядит в оригинале.
Плюс несколько разочаровал видеоряд. Лет пять назад в киноцентре «Нейва» прошла премьера документального фильма «Самсара», где философские рассуждения о гармонии мира, месте человека в природе имеют схожий посыл с музыкальным произведением Карла Дженкинса. Так что все эти виды девственной природы, противостоящей обществу потребления, хаосу войн и ядерному апокалипсису в финале, мы уже видели. Мысль, так сказать, не настолько свежая, чтобы тратить на нее время.
И все же зрителю, собравшемуся в театр, я, скорее всего, позавидую. Поскольку ему предстоит как минимум нечто новое. А для специфики нашего города это уже немало. Погружение в музыкальную медитацию - неплохая альтернатива «зомбоящику».