Культура

Збигнев Прайснер: «Пришло время, когда люди начинают понимать, что такое хорошее кино»

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В российский прокат выходит фильм «Человек Божий» режиссёра Елены Попович о жизни святого Нектария Эгинского. Картине повезло с командой: имена Микки Рурка и Александра Петрова привлекут многих зрителей.

Музыку к фильму написал не менее легендарный композитор Збигнев Прайснер из Польши. Збигнев пишет киномузыку с начала 80-х годов прошлого столетия. Наибольшую известность ему принесло сотрудничество с польским режиссером Кшиштофом Кесьлёвским. Благодаря Прайснеру, в фильме «Человек Божий» звучит голос австралийской певицы Лизы Джеррард из Dead Can Dance. В своем первом интервью для российской аудитории Прайснер рассказал об интересе к византийской музыке, признался в любви к русской культуре и призвал смотреть в будущее с вдохновением.

— Как получилось, что Вы стали работать над музыкой к фильму «Человек Божий» Елены Попович?

— Это очень странная история. Я бы сказал, метафизическая. Фанатом моей музыки себя называет отец Адриан, афонский схимонах. Много лет назад я познакомился с ним на фестивале византийских хоров. Я тогда играл концерт в Афинах, и по случаю попал на этот фестиваль.

Отец Адриан как-то сообщил мне, что будет сниматься фильм, под названием «Человек Божий», жизнеописание православного греческого святого Нектария Эгинского, и предложил мне написать к нему музыку. Я попросил, чтобы мне прислали сценарий. Я прочитал его, а потом встретился в Афинах с режиссёром картины Еленой Попович. Мы долго разговаривали об этом фильме, о музыке, да и просто на разные темы. Мне очень понравилось, как она мыслит, как говорит и как этот фильм создается. К тому же, я очень люблю Грецию, это моя вторая Родина… В общем, я написал музыку к этому фильму.

Микки Рурк

— Главный герой фильма — православный святой, епископ. Это отразилось и на саундтреке — в нем присутствуют песнопения в исполнении церковного хора. Насколько вам пришлось погрузиться в православную греческую культуру, работая над этой музыкой?

— Действительно, действие фильма происходит в Греции. И для меня это фильм о человеке, который стал святым уже позже и в частности благодаря тому, что в жизни сделал немало добрых дел. Это был человек, который любил как своих друзей, своих ближних, так и своих врагов. Это очень харизматичный герой. Я понимал, что в музыке для фильма я должен показать какие-то элементы греческой культуры. Сразу появилась идея использовать традиционный инструмент канонаки. И конечно нужно было написать произведение для византийского хора. Скажу честно, для меня это не было сложным. Я давно интересуюсь византийской хоровой музыкой, но до сих не было повода в этом жанре поработать. Я написал для фильма два хоровых произведения: Кирие Элейсон (Господи, Помилуй) и гимн к святому Нектарию. Насколько я знаю, уже есть желающие моё «Кирие» использовать в храмах. Я надеюсь, это означает, что мне удалось уловить правильный настрой и показать дух Греции.

— Описывая впечатления от фильма «Человек Божий», Вы сравнили его с «Андреем Рублёвым» Тарковского.

— Знаете, очень трудно сделать фильм о святом, это касается любой религии. В этом деле важно соблюсти правильную дистанцию. Нередко подобные фильмы создают будто бы стоя на коленях, и тогда мы сразу понимаем, что герой картины — святой. Но смотреть такой фильм не очень интересно, потому что всё понятно с самого начала. А можно начать повествование с описания простого, обычного человека, а конец истории словно бы дописывает сама жизнь — он становится святым.

Я вообще очень люблю фильмы Тарковского. «Андрей Рублёв», «Сталкер» -— это очень красивые работы. Мне кажется, что на примере Рублёва Тарковский очень точно показал путь от обычного человека к великому иконописцу. Думаю, что у Елены Попович есть талант, который можно сравнить с гением Тарковского. Возможно, я преувеличиваю, но мне правда так кажется.

Человек Божий

 

— А насколько саундтрек к фильму «Человек Божий» похож на музыку Вячеслава Овчинникова, которая звучит в «Рублёве»?

— К сожалению, должен признаться, что не очень хорошо помню музыку в фильме «Андрей Рублёв». Я смотрел его лет тридцать назад, а сегодня в Польше его невозможно найти на DVD или в Интернете. Зато картины из этого фильма, все эти чёрно-белые кадры я хорошо помню до сих пор. Всадники, въезжающие в храм, Рублёв, который пишет свои прекрасные иконы…

 

— Кстати, голос Лизы Джеррард кажется вполне органичным для фильмов Андрея Тарковского.

— Лиза Джеррард — это артистка высочайшего уровня. Она не только певица, но и композитор. Я считаю, что её голос подошел бы к каждому фильму, к каждому проекту. Мы часто с ней работаем вместе, и я очень её ценю как артиста и как человека.

 

— Современное кино — это часто повод развлечься, расслабиться. Но в Греции «Человек Божий» уже несколько недель возглавляет бокс-офис, оставляя позади голливудские новинки.

— Мне кажется, мир уже устал от голливудской продукции. Это бесконечные эпопеи, в которых, откровенно говоря, нет никакого смысла. Зрителей так долго пугали атаками на Белый дом, что такая атака действительно произошла в январе 2021 года...

Люди постепенно начинают ценить искусство. Это возвращение к корням кинематографа. Когда-то мы ходили на фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского, Вайды, Кесьлёвского… Думаю, пришло время, когда люди начинают понимать, что такое хорошее кино. Людям надоело смотреть кино про парней, которые бегают с карабинами. Я эти фильмы называю «его убили, и он сбежал». Зрители хотят прийти в кинозал и увидеть то, с чем могут себя идентифицировать.

 

— Значит ли успех фильма «Человек Божий» в Греции, что людям стало интересно серьёзное кино, или скорее мы имеем дело с особым греческим менталитетом?

— Кажется, и одно, и другое. Я довольно хорошо знаю греков — часто живу на острове Родос, я играл много концертов в Афинском Акрополе, в Салониках и в других местах. Я знаю, как греки любят музыку и музыкантов. На моих греческих выступлениях всегда случается аншлаг. Два года назад после концерта я получил фантастическую рецензию. Это был концерт киномузыки, вместе с другими артистами в нем участвовала Мария Фарандури, главная певица знаменитого композитора Никоса Теодоракиса. Также я пригласил тогда Лизу Джеррард и вокалистку из Польши Эдиту Кжемень. Так вот, критика сказала, что это был самый лучший концерт киномузыки в истории Греции. Концерт этот не был легким. На экране не было картинок, мы просто играли музыку… Мне кажется, это просто греки такие — и искусство движется в том же направлении. Они ищут путь и в литературе, в живописи, в музыке и в киноискусстве. Они ищут то, что их заинтересует, ищут мудрости, ищут возможности задуматься о жизни и о том, к чему мы стремимся.

человек божий, афиша

— В преддверии показа фильма «Человек Божий» в России, не могу не спросить о Ваших культурных предпочтениях. Какие произведения русской литературы, музыки и кинематографа повлияли на Вас как на творческую личность?

— Я люблю русскую литературу. Достоевский, Чехов. Когда-то в 70-х годах писал музыку по стихам Марины Цветаевой.

Российский кинематограф я считаю фантастическим, и это не только Тарковский. Очень ценю Андрея Звягинцева, когда-то имел возможность лично с ним познакомиться в Кракове. Особо выделяю для себя военные эпопеи, которые снимал Сергей Бондарчук. Я очень люблю музыку Шостаковича, это великий композитор.

Но все же огромное влияние на меня оказала именно русская литература.

Знаете, вся наша жизнь — это одно большое вдохновение. И оно может приходить к нам через творчество русское, немецкое, американское, французское, итальянское или греческое. Все, что сделано качественно, все, что говорит о человеке, о нас самих, направляет наши интересы, дарит позитивное мышление. Не надо жить только прошлым, не надо бояться, нужно смотреть в будущее. Ведь прошлого уже не изменишь, а будущее — это большое вдохновение! Меня увлекает все, что касается жизни и смерти.

Я желаю всем приятного просмотра фильма «Человек Божий» и очень надеюсь, что эта картина вам очень понравится.

Большой привет всей России!

 

***

Автор благодарит Миру Дудель за помощь в подготовке интервью

Подписаться на канал в Телеграм:

https://t.me/FromSvetly

 

Поддержать творчество:

Сбер 4279 3800 2170 2404

Tinkoff 5536 9140 0743 4735

Добавить комментарий

БУДЬТЕ НА СВЯЗИ С НЕЙВОЙ

ГАУП СО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "НЕЙВА"

ЧИТАТЕЛЯМ И ПОДПИСЧИКАМ

© 1991-2021 Средство массовой информации (сетевое издание): NEYVA-NEWS.RU (12+). Главный редактор: Стрельцова Е.В.

Поиск